Как проверить датчик распредвала мультиметром - АВТОМОБИЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

Как проверить датчик распредвала мультиметром

Про ДПКВ и ДПРВ (датчики коленвала и распредвала)

Решил поделиться опытом на счет этих двух замечательных датчиков! Мой опыт
Опыт у меня есть, т.к. я с ними игрался целую неделю, перечитал все возможные и невозможные статьи, перепроверил несколько датчиков и т.д.
Информация для двигателей с мозгами Siemens MS 40-40.1
Итак, в дальнейшем:
ДПКВ — датчик положения коленвала
ДПРВ — датчик положения распредвала

Немного теории:
Датчик положения коленчатого вала (ДПКВ) (СКР) (Датчик импульсов, Датчик Холла, Датчик импульсов распределителя зажигания).

Датчик положения коленчатого вала является электро-магнитным датчиком, по которому в системе впрыска топлива производится синхронизация работы топливных форсунок и системы зажигания. В этой связи ДПКВ является основным, без которого работа системы впрыска топлива не возможна. Возможен полный отказ датчика (машина не заводится), частичный отказ (машина заводится, но через какое-то время глохнет).
Зазор между датчиком и маховиком коленчатого вала должен составлять 1+-0,3 мм.
Проверка на исправность заключается в замере сопротивления между 1 и 2 контактом датчика. Должно быть от 400 до 1200 Ом в зависимости от положения маховика коленчатого вала.
Разъём от ДПКВ, на двигателе M50, находиться под впускным коллектором, над генератором, вблизи РХХ. Там расположены 3 провода: от ДПКВ, ДПРВ и от Давления масла.

Симптомы неисправности:
— неустойчивые обороты двигателя на холостом ходу
— самопроизвольное повышение или снижение оборотов двигателя
— остановка работы двигателя
— невозможность запуска двигателя/затруднение запуска двигателя
— снижение мощности двигателя
— возникновение детонации при динамических нагрузках
— пропуски искрообразования
При его неисправности не будет ни включение бензонасоса, ни открывания форсунок, ни искры. Если хоть что то из этого есть, то скорее всего причина не в нём.

Примечание: Если на автомобиле BMW E34 стоят DME(мозги) фирмы Siemens, то в случае неисправности ДПКВ автомобиль заведётся и будет работать (возможно не совсем устойчиво), брав показания с ДПРВ. Проверить тестером (замерив сопротивление) датчик не получиться.

Если дпкв неисправен, не факт, что не будет искры, подачи топлива и т.д. Он может работать, но не очень хорошо (оголились провода). Искра будет и топливо будет, но это всё дело будет плохо синхронизироваться.

Датчик положения распределительного вала (фаз) (ДПРВ, Импульсный датчик распредвала).

По работе этого датчика определяется в каком из цилиндров должен осуществляться впрыск топлива и зажигание.
При возникновении неисправности система управления двигателем в своей работе использует информацию от Датчика Положения Коленчатого Вала(ДПКВ). Двигатель в этом случае работает в нештатном режиме попарно-параллельной подачи топлива, когда каждая форсунка срабатывает в два раза чаще.

Симптомы неисправности:
— расход топлива
— сбои в работе системы самодиагностики
— выхлоп грязнее

Теперь мои наблюдения:
Эти датчики впринципе надёжные…НО со временем обмотка провода дубеет и начинает рассыпаться…даже если провода не соприкасаются, у них уже нет «экрана», который держит сигнал в самом проводе, не давая ему теряться.
Основной для работы двигателя, конечно, ДПКВ!
Без него машина если и будет работать, то очень нестабильно, возможны хлопки. Зажигание будет чуток неправильным.
Этот датчик синхронизирует подачу топлива и искру, чтоб они подавались одновременно.

ДПРВ определяет, в какой цилиндр и искру и топливо нужно подавать.

На мозги Siemens MS40 и MS40.1 подходят датчики БЕЗ выпирающего магнита.
ДПКВ — 12 14 1 730 027
ДПРВ — 12 14 1 703 221

Как проверить датчики?
На мозгах Siemens просто так мультиметром ты их не проверишь! Нужен осцилограф, который меряет сдвиги фаз в частотах…вот есть статейка про это, а также про реанимацию датчика…
Но можно хоть приблизительно проверить сопротивление, чтоб понять, замкнуты провода где-то по пути или нет…
Между 1-й и 2-й ножкой на «папе» датчика должно быть около 13 Ом, между 2-й и 3-й — около 3 Ом. (на некоторых датчиках пишут номера ножек, на других нет)
Так вы будете знать, что сам датчик не замкнутый.

Как проверить провод от датчика к мозгам?
Замеряли сопротивление датчика между 1-й и 2-й ножкой, там 13 Ом. Ура. Подключаем его к «маме» этого датчика под впускным коллектором.
Идём к мозгам (думаю все знают, где мозги у их машинки). Вскрываем защитную пластмассовую накладку на длинном «папе», который вставляется в мозги.
Там видим кучу впроводов в 3 ряда.
Если нужна полная распиновка — смотрите здесь.
На схеме находим ДПКВ и ДПРВ

На этой схеме выдно, на какие контакты приходят провода от датчиков.
Как подсчитать контакт — легко!

Лучше не снимать саму шашку с мозгов…
Итак, наш датчик подключен. Берём тот самый мультиметр и проверяем уже на мозгах.
Отсчитываем 82-й и 79-й контакты для ДПКВ (они находятся со стороны реле бензонасоса, ближе к движку).
Подключаем туды мультиметр и видим…по идее тоже самое, что и на ножках самого датчика. Если так, то сама магистраль провода работает.
Так само и с ДПРВ — 84-й и 74-й контакты и в бой!

Мой совет тем, кто не сталкивался с этими датчиками:
Если даже машина работает типа нормально…всё равно советую проверить эти два датчика. неисправность ДПРВ вообще сложно заметить, а ДПКВ может попортить вам нервы как всегда в неподходящее время.

За что отвечает датчик распредвала и его самостоятельная проверка

Датчик положения распределительного вала (ДПРВ) служит для того, чтобы определять угловые положения ГРМ по отношению к положению коленвала. Сигналы от указанного датчика подаются на ЭБУ двигателем, который осуществляет коррекцию топливного впрыска и зажигания. Также ДПРВ работает в связке с датчиком частоты вращения коленвала.

Сбои в работе датчика на бензиновых агрегатах, которые проявляются в отсутствии импульса на блок управления, зачастую не позволяют завести двигатель автомобиля. В дизельных моторах запуск может быть осложнен, но возможен. Дизельный двигатель будет работать и даже повторно заводиться после остановки, так как ЭБУ параллельно получает импульсы от датчика частоты вращения коленвала.

Назначение датчика положения распредвала

Основой датчика для определения положения распределительного вала выступает эффект Холла. По этой причине ДПРВ также называется датчиком Холла. Изменение магнитного поля в таком датчике осуществляется в тот момент, когда происходит замыкание магнитного зазора.

Указанный зазор замыкается при помощи специального стального зубца. Такой зубец (репер) может быть расположен на зубчатом колесе распредевала. Еще одним местом расположения данного элемента выступает задающий диск, который крепится на валу.

Когда зуб проходит рядом с датчиком положения распредвала, в датчике появляется напряжение и формируется сигнал. Указанный сигнал поступает в ЭБУ.

Под таким положением следует понимать нахождение поршня в ВМТ (верхняя мертвая точка в конце такта сжатия). Данное решение позволяет обеспечить своевременный топливный впрыск и последующее образование искры свечой зажигания для воспламенения рабочей смеси.

Моторы с системой изменяемых фаз газораспределения могут быть оборудованы датчиками Холла как на распредвале впускных клапанов, так и на выпуске. В этом случае ДПРВ управляют указанной системой.

Датчик распредвала на дизельном двигателе

На дизельном двигателе датчик положения распределительного вала работает иначе сравнительно с бензиновым аналогом. Импульсы от датчика фиксируют положение поршня в ВМТ не в 1-ом цилиндре, а во всех. Подобное решение позволяет добиться максимально точного определения положения распредвала по отношению к коленвалу. В дизеле ДПРВ отвечает за эффективность запуска и стабильность работы силового агрегата данного типа на разных режимах эксплуатации.

В дизеле определенные изменения конструкции присутствуют на задающем диске. Зубья на указанном элементе выполнены для каждого цилиндра ДВС и устанавливаются на определенном расстоянии. В качестве примера рассмотрим дизельный двигатель, который имеет 4 цилиндра. В таком моторе задающий диск имеет 7 зубьев (4 зуба основные, расположены под углом в 90 градусов по отношению друг к другу). Также имеются дополнительные 3 зуба, позволяющие идентифицировать цилиндры по отдельности. Эти зубья расположены на определенном удалении от основных, чтобы точно определить положения поршня в каждом отдельно взятом цилиндре.

Самостоятельная проверка

Распространенной неисправностью ДВС с электронным впрыском являются сбои в работе датчика положения распределительного вала. В списке признаков, указывающих на проблемы с датчиком, отмечают:

  • затрудненный пуск;
  • неустойчивую работу двигателя;
  • двигатель трясется, работает перебоями;
  • возможно загорание «check» на панели приборов;
  1. Первым шагом становится обнаружение посадочного гнезда ДПРВ, который устанавливается в области ГБЦ. В месте установки необходимо найти специальное уплотнительное кольцо. Указанное кольцо необходимо осмотреть, так как нарушение его целостности и другие деформации могут привести к неисправностям датчика.
  2. Дополнительно потребуется осмотреть сам корпус датчика, а также зубчатый ротор. Наличие повреждений или присутствие металлической стружки также указывают на поломку датчика.
  • Далее необходимо изучить сам разъем. На таком разъеме должны присутствовать контакты: плюсовой контакт, минусовая «масса», контакт для передачи сигнала.
  • Затем необходимо включить зажигание, после чего вольтметром производится замер напряжения на плюсовом контакте датчика положения распредвала. Массу тестера нужно подключить к массе двигателя. Данный замер должен по напряжению быть аналогичным показателю напряжения на клеммах АКБ. В случае отклонений в показаниях напряжения сравнительно с питанием можно сделать вывод, что имеются неисправности в электрической цепи питания датчика положения распредвала.
  • Аналогичным образом производится замер напряжение на «массе» датчика. Напряжение на указанном контакте должно быть нулевым.
  • После необходимо выполнить подключение плюсового и минусового провода датчика. Средний контакт датчика подключается через тестер. Получается, одни щуп вольтметра прикладывается к сигнальному выводу датчика, а другой запитывается на вход в системе управления. Для решения такой задачи не редко сигнальный провод перерезается, а щуп мультиметра прикладывается к открытым проводам.
  • Затем двигатель прокручивается стартером. Рабочий датчик покажет напряжение, которое может колебаться от 0.4 до 5 вольт. Отклонения от указанных значений указывают на необходимость замены ДПРВ.

Чтобы самому заменить датчик положения распредвала потребуется отсоединить от него повода, удалить крепеж и вынуть устройство из посадочного места. Подключение исправного элемента осуществляется в обратном порядке.

Датчик положения распредвала, проверка, последствия неисправности

Опции темы
  • Подписаться на эту тему…
  • Поиск по теме

    Датчик положения распредвала, проверка, последствия неисправности

    Всем добрый день!
    Проверяем датчик положения распредвала (ДПРВ).

    Отсоединяем разъем, включаем зажигание, проверяем цепь.

    Цепляем ДПРВ напрямую к АКБ.
    Тестер цепляем к холостому контакту.

    Проверяем ДПРВ.
    Подносим металлический предмет к магниту ДПРВ.

    Значение на тестере должно измениться.
    В нашем случае не меняется.
    Диагноз: ДПРВ мертв (предполагается).

    Последствия неисправности ДПРВ:

    1. Затруднительный запуск двигателя, ошибки р0340, р0341.

    2. При дальнейшей эксплуатации — появления ошибок трансмиссии (коды не сохранились), пропадает тяга (авто переходит в ограниченный но не аварийный режим работы).

    3. При сбросе ошибок — возврат к пункту 1, появляется тяга.

    P.S. Материал предоставлен для размышления (это не догма). ДПРВ на момент представления материала не заменен на исправный.
    Позже будут предоставлены подтверждения либо опровержения данного материала.
    Кто желает может самостоятельно проверить: на исправном авто отсоедините от бортовой сети ДПРВ и поэксплуатируйте авто.

    Проверка Холла тестерами- это оригинально! Питание бог подаст, да?
    Кончайте тут маразмы плодить, серьезно.
    P0314 в случае Bosch EDC16C39 НЕ ЗАПИСЫВАЕТСЯ при неисправности датчиков распредвала. Условия записи ИНЫЕ. Хоть бы мануал почитала, писательница :)

    Последний раз редактировалось AlexW; 23.11.2016 в 23:10 .

    Молодец поправил — по пункту 3 сброс ошибок не требуется, достаточно выключить зажигание, вновь завести и вот оно — тяга появилась.
    А в остальном посмотрим.

    Последний раз редактировалось Mavlina; 24.11.2016 в 04:41 .

    Признаю, что таким способом проверить датчик не получится, поскольку на сигнальном проводе должно быть напряжение меньше чем 12В.
    Снятый датчик можно проверить с помощью тестера на сопротивление.
    На импульс дпрв можно проверить через прокалывание проводов и подключения тестера.
    В моем случае: сопротивление в дпрв отсутствует.

    Для особо непонятливых:
    Условия установки кода неисправности P0341:
    Отклонение фазы (последовательность сигнала: высокий — высокий — низкий — низкий, проблема зубьев или шума) больше 12 раз.
    Тут ХОТЬ СЛОВО об обрыве цепи датчика есть. Что Вы там тестерами-то измеряете. Какие-такие сопротивления? Когда датчик в обрыве будет ДРУГОЙ DTC.

    Не понятно. Ошибка Р0340.
    Датчик сгорел — однозначно .
    В магазинах Кемерово датчика нет. Заказали, датчик пришел, установили — тоже самое.
    Были у диагноста. Диагност произвел диагностику c Tech2. Ошибка та же. Обороты считываются. Заключение — нет синхронизации, нужна более серьезная диагностика (к концу следующей недели).
    Возможные причины неисправности: электрическая цепь, блок управления, ГРМ, все нужно проверить.
    Далее интереснее — пригласили автоэлектрика:
    Сопротивление датчика — около 700 Ом;
    Питание датчика — более 12В;
    Напряжение на «импульсном» разъеме подключения датчика — 5В, говорит, что не должно быть более 2В.
    Нужны схемы — корче перерыв в поиске причины неисправности, но хоть есть предположения:
    — неисправность блока управления двигателя;
    — программный сбой;
    — проскок ремня ГРМ (маловероятно — на этом сходятся все мнения).

    Записались на
    Далее инт
    ровал разводит руками, мол проблема может быть в чем угод

    Обращение к AlexW:
    1. Какую прошивку и для какого региона Вы установили на мою машину?
    2. Почему в прошивке, которую Вы установили, напряжение на свечи накала — 2В, хотя на номинальное напряжение для свечей накала -4В?

    Прошу честного ответа с учетом следующих условий:
    1. Цель форума — помощь форумчанам, накопление полезной информации;
    2. Самоутверждение и извлечение прибыли — противоречит целям форума.

    Алекс, Вы очень умный и делитесь своими знаниями неохотно — это пугает.
    Форумчане потому и обращаются к форуму, чтобы по большей части решить проблему самостоятельно. Совет: «Вам к диагносту» приемлем только в случае наличия неразрешенной проблемы.
    Есть желание помогать — помогайте.
    Нет желания помогать — не помогайте, молчите, банить других — не приемлемо.
    Чем более Вы помогаете — тем более к Вам обращаются.

    Обращение к AlexW:
    1. Какую прошивку и для какого региона Вы установили на мою машину?
    2. Почему в прошивке, которую Вы установили, напряжение на свечи накала — 2В, хотя на номинальное напряжение для свечей накала -4В?

    Прошу честного ответа с учетом следующих условий:
    1. Цель форума — помощь форумчанам, накопление полезной информации;
    2. Самоутверждение и извлечение прибыли — противоречит целям форума.

    Алекс, Вы очень умный и делитесь своими знаниями неохотно — это пугает.
    Форумчане потому и обращаются к форуму, чтобы по большей части решить проблему самостоятельно. Совет: «Вам к диагносту» приемлем только в случае наличия неразрешенной проблемы.
    Есть желание помогать — помогайте.
    Нет желания помогать — не помогайте, молчите, банить других — не приемлемо.
    Чем более Вы помогаете — тем более к Вам обращаются.

    Ответ:
    1) Euro-II/III по описанию производителя. В каких регионах применялась лучше задать изготовителю, я могу и ошибиться, GM явно лучше этот вопрос знает.
    2) Адресуйте этот вопрос к изготовителю- GM. Так как прошивка у Вас СТОКОВАЯ. И я никакого отношения не имею к тому какие там настройки. Тем более что напряжением на свечах управляет НЕ МОТОРНЫЙ КОМПЬЮТЕР, и потому прошивки в ECM к Вашему вопросу вообще отношения не имеют :):)

    P.S. Я с какого перепугу я вообще должен делиться с кем-то чем-то. Коммунизма в стране вроде бы нет, или я ошибаюсь?
    P.S. Number 2. В отношении «решить проблему самостоятельно» всегда стоить помнить, что потом будет цена x2 потому что «Вы это уже чинили сами» :)

    Последний раз редактировалось AlexW; 02.12.2016 в 17:13 .

    Лучше с ним, чем без него: зачем нужен и как проверить датчик положения распредвала

    Иногда современные машины упрекают в избыточной сложности. Мол, можно было бы сделать и попроще. Вот, например, этот датчик. Можно же без него обойтись? Хватает же для нормальной работы двигателя датчика положения коленвала? Теоретически – да. Но, как говорил Маяковский, «Ведь, если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно?». Нужно. И датчик положения распредвала тоже нужен.

    ДПКВ и ДПРВ: что к чему?​

    Я не зря вспомнил про датчик положения коленвала: его задача очень близка к той, которую решает датчик положения распредвала. Да и устроены они практически одинаково. Так зачем тогда нужен второй датчик, который наблюдает за тем, как крутится распредвал?

    Было дело, когда моторы обходились и без него, полагаясь исключительно на данные датчика положения коленвала (ДПКВ). Всё было хорошо, но расход бензина в этом случае был заметно выше из-за попарно-параллельного режима впрыска топлива. То есть впрыск топлива проходил через две одновременно открытые форсунки. В одном цилиндре при этом топливо начинало работать (сгорать), а в другом расходовалось впустую. В век тотального озеленения моторов и буйства экологов такую растрату бензина терпеть было нельзя, и тогда в дополнение к ДПКВ появился датчик положения распредвала (ДПРВ). Алгоритм впрыска топлива изменился.

    Теперь стала открываться только одна нужная форсунка – началась эпоха фазированного впрыска. Задача ДПРВ – дать понять блоку управления, что поршень в конкретном цилиндре подходит к верхней мёртвой точке, и сейчас туда надо брызнуть топливо через открытую форсунку. Остальные форсунки при этом открывать не надо.

    Теоретически этот датчик не так важен, как ДПКВ. Основные функции выполняет как раз датчик положения коленвала. Он сам способен определить скорость вращения коленвала и его положение в момент времени – то есть определить фазы. И внезапный выход из строя датчика положения распредвала не так страшен, как отказ ДПКВ. Чаще всего мотор лишь перейдёт в попарно-параллельный режим впрыска топлива, но колом не встанет (о симптомах отказа ДПРВ скажу чуть ниже подробнее). Но точная синхронизация с неработающим датчиком распредвала будет уже невозможной, и его придётся менять. Не зря же ДПРВ часто называют датчиком фаз, хотя это не совсем точно.

    Так что он собой представляет и как его проверить?

    Брат-близнец

    Тут опять нельзя не вспомнить про датчик коленвала: датчики распредвала конструктивно точно такие же. И они тоже могут быть оптическими, магнитными (индуктивными) и датчиками Холла. Последние – наиболее распространённые, о них и пойдёт речь ниже. Вкратце напомню, что такое эффект Холла.

    Был такой учёный американский дядя, которого звали Эдвин Холл. Он работал в Гарварде и как-то задался вопросом: а можно ли как-то изменить сопротивление проводника в магнитном поле? После ряда экспериментов он выяснил, что при помещении проводников с постоянным током в магнитные поля появляются разности потенциалов. Это явление назвали эффектом Холла, а возникающую разность потенциалов – холловским напряжением. Эффект Холла применяется очень широко. Например, в электронных компасах смартфонов. Но нас интересуют датчики Холла, которые используют этот эффект. Эти датчики реагируют на приближение металла, изменяя напряжение на сигнальном проводе. В качестве металла, который нужно приблизить к датчику, используется всё тот же задающий диск или отдельный репер на распредвале. В общем, система почти та же, что и у ДПКВ того же типа.

    Конструктивно датчик положения распредвала тоже не сильно отличается от датчика коленвала. Основная его деталь – это катушка, на которую после включения зажигания приходит постоянное напряжение от бортовой сети – 12 вольт (на самом деле чуть больше, но для простоты – 12). Третий провод датчика – сигнальный. По нему в ЭБУ возвращается в среднем 90-95% напряжения. В момент прохождения репера около датчика напряжение на сигнальном проводе падает до значения ниже, чем в половину вольта (на разных машинах по-разному, но в среднем – 0,2-0,5 В). Это и есть сигнал на ЭБУ. И он заметно точнее, чем сигнал от датчика положения коленвала, а в моторах с фазовращателями он вообще единственный, который может точно указать фазы. Что будет, если сигнал пропадёт?

    Может, он, может, и нет

    А будет всё просто: ЭБУ, пользуясь данными датчика положения коленвала, будет знать, когда поршни проходят верхнюю мёртвую точку. Но не будет знать, какой именно поршень к этой точке приближается. Чтобы мотор не заглох, ЭБУ отдаст форсункам команду переключиться с фазированного впрыска на попарно-параллельный. Работать мотор будет, но не в штатном режиме. Интересно, что неопытный водитель даже не всегда поймёт, что с ДПРВ случилась какая-то беда: Check Engine загорается не всегда, а потерю тяги новичок (в данном случае – не средство против шпионов и прочих либералов, а неопытный водитель) частенько просто не замечает. Он может и не заметить повышенный расход бензина.

    Читайте также  Как снять блок с брелка старлайн

    В более тяжёлых ситуациях Check Engine, конечно, загорится. Тут всё понятно – диагностика всё покажет. Кроме того, могут появиться и совсем неприятные симптомы: неровная работа на холостых оборотах, рывки при наборе скорости, «троение», а иногда мотор может и заглохнуть. Пуск тоже может быть затруднён.

    Периодически симптомы умершего ДПРВ проявляются только на повышенных оборотах, но это случается довольно редко.

    К сожалению, весь этот набор неприятностей не может однозначно говорить об отказе датчика распредвала. С этими же симптомами может умереть, например, катушка зажигания или бензонасос. Или что-то ещё – уж очень эти симптомы размыты. Но ведь как-то найти неисправность датчика надо… Тогда ищем!

    «. смотреть могут не только лишь все, не каждый может это делать»

    Честно говоря, диагностика этого датчика – штука не очень простая. Но попробуем что-нибудь сделать.

    Начнём с самого простого и очевидного приёма – подключения сканера. Ошибки могут быть разными: P0340 (нет сигнала определителя положения распредвала), P0341 (фазы газораспределения не совпадают с тактами ЦПГ), P0342 (низкий уровень сигнала в цепи ДПРВ), P0343 (высокий уровень сигнала от ДПРВ), P0339 (неверный сигнал от ДПРВ). Наиболее частая ошибка – просто отсутствие сигнала, P0340. Но эта рубрика не для тех, кто умеет пользоваться сканером – они и так всё знают. Поэтому мы пойдём своим путём – путём молотка, анализа и дешёвого мультиметра. Всё, как мы любим.

    Итак, если нет сканера, самый простой способ проверки ДПРВ – это установка заведомо исправного датчика. Найти его на моторе обычно несложно (он стоит где-то с краю рядом с концом распредвала), снять – тоже. Но вот беда: мало у кого дома в кладовке лежит запасной ДПРВ. Поэтому думаем дальше.

    Другой способ чуть сложнее, но тоже вполне рабочий – с замером напряжения на сигнальном проводе. Для этого лучше будет заточить щупы мультиметра до состояния игл, чтобы проткнуть ими изоляцию проводов. Сначала находим постоянные 12 вольт, которые идут после включения зажигания, потом ищем сигнальный провод. Для этого смотрим, где напряжение ниже. Если, например, на датчик идут два провода с напряжением 13,4 В, то на сигнальном будет приблизительно 12 (13,4х0,9). Если этого напряжения нет, можно поздравить себя с победой – датчик не работает, дело сделано. Если напряжение есть, ищем дальше.

    Теперь надо проверить, реагирует ли датчик на репер (то есть на кусок железа). Снимаем датчик, но разъём не отключаем, потому что без постоянного питания он работать не будет. Теперь при включенном зажигании пытаемся возбудить этот датчик любым куском железа (гаечным ключом, молотком – любым железным предметом). Если во время того, как вы подносите железку к торцу датчика, напряжение на сигнальном проводе проседает до 0,5 В и меньше, датчик точно рабочий. Если нет, то он не работает. Скорее всего не работает, потому что точнее его нужно проверять осциллографом, которого, конечно же, под рукой нет. Впрочем, отсутствие падения напряжения при приближении железа говорит о неисправности ДПРВ достаточно точно, а кроме того, есть и другие способы проверки датчика с помощью мультиметра. Тут описан самый элементарный.

    Что делать и кто виноват?

    Способов существенно продлить жизнь датчику распредвала не существует. Он, как любая деталь из железа и пластика, имеет право на естественную смерть. Так что остаются только несущественные способы: стараться содержать моторный отсек в чистоте (грязь не жалеет проводку и разъёмы), а всё, что есть под капотом кроме датчика, – в порядке. Лишние вибрации, перегревы – всё это вредит любому датчику. Кстати, именно поэтому проверку ДПРВ лучше начинать с внешнего осмотра. Если у него лопнул пластиковый корпус или проводка к нему позеленела и рассыпается в руках, есть повод переживать.

    Ремонтировать датчик бесполезно, его придётся только менять. И не надо себя успокаивать тем, что мотор как-то работает и без него: мотор в этом случае работает в нештатном режиме, а это не приносит ему пользы.

    Напоследок – пара потенциальных причин, по которым даже исправный датчик работать не будет. Первая – это если на его торце на многолетние потёки масла попала какая-нибудь металлическая пыль или стружка. В этом случае сигнал от репера на распредвале будет искажаться или его не будет совсем. Вторая причина – это сам реперный (или задающий) диск. Если он каким-то образом люфтит на распредвале, зазор между ним и датчиком будет гулять. Сигнал в этом случае тоже будет пропадать.

    Датчик положения распредвала

    Принцип работы любого двигателя внутреннего сгорания заключается в принудительном перемещении поршня в цилиндре за счет взрывообразного сгорания топливно-воздушной смеси. Для этого при положении поршня в верхней мертвой точке, необходимо поджечь ту самую горючую смесь. Перед этим, опять же в определенный момент, необходимо эту смесь подать в камеру сгорания. Современные моторы управляются электроникой, топливная смесь подается по заданному алгоритму, равно как и момент ее зажигания. Вне зависимости от количества цилиндров необходимо точное соблюдение фаз газораспределения. За это отвечает ДПРВ (датчик положения распределительного вала). Почему датчик именно распредвала, а не скажем, датчики положения поршней или коленвала?

    Поршни связаны шатунами с коленчатым валом, их взаимное расположение неизменно. Поэтому, для определения положения поршневой группы в любой заданный момент времени достаточно установить один датчик фазы именно на коленвале. Коленчатый вал с помощью ремня или цепи ГРМ связан с распределительными валами, отвечающими за своевременное открытие клапанов впуска и выпуска.

    Одного датчика коленвала будет недостаточно, поскольку он покажет лишь положение поршней. А ДПРВ даст информацию в блок управления двигателем, когда и какой клапан открыт (закрыт). Соответственно, ответ на вопрос: «где находится датчик распредвала?» лежит на поверхности. В районе крепления одной их осей распределительного вала.

    Корпус располагается снаружи картера двигателя вместе с разъемом для подключения. Это сделано для удобства диагностики и замены. Тело датчика (сам сенсор) располагается внутри картера, в непосредственной близости от оси распредвала.

    Для справки: в автомобильных моторах с рядным расположением цилиндров распредвал один (соответственно, датчик тоже один). При «V» образной компоновке либо в оппозитных ДВС распредвалов два. То есть, нужен не один, а два датчика.

    Как работает датчик

    Сам по себе ДПРВ отвечает за контроль фаз газораспределения. Для полноценной картины работы ДВС этого недостаточно. Поэтому ЭБУ (электронный блок управления) постоянно сравнивает положение коленвала и распредвала относительно друг друга. Это исключает возникновение ошибок при смещении ГРМ относительно поршневой группы (перескочил ремень или цепь на один или несколько зубцов шестерни).

    Если спросить автолюбителя, что такое датчик фаз, он ответит: «датчик Холла». Такое народное название возникло потому, что большинство ДПРВ работают по принципу Холла. На иллюстрации видно, как устроена система.

    При совмещении двух частей элементов Холла, в катушке индуктивности формируется электрический импульс. Таким образом можно фиксировать положение распределительного вала ГРМ бесконтактным способом. Алгоритм управления ЭБУ отслеживает прохождение контрольной точки при каждом обороте распредвала и формирует правильную картину, когда и какой клапан открыт (закрыт). Параллельно анализируется положение коленвала, и топливная смесь формируется и подается в камеру сгорания своевременно. Кроме того, совместно с информацией от лямбда-зондов, контролируется правильность и чистота выхлопа. То есть, ДПРВ влияет не только на качество работы двигателя в целом, но и поддерживает экологичность автомобиля.

    Где купить

    Запчасти и другие изделия для автомобиля легко доступны для приобретения в автомагазинах вашего города. Но существует другой вариант, который недавно получил ещё и значительные улучшения. Долго ждать посылку из Китая больше не требуется: в интернет-магазине АлиЭкспресс появилась возможность отгрузки с перевалочных складов, расположенных в различных странах. Например, при заказе вы можете указать опцию «Доставка из Российской Федерации».

    Переходите по ссылкам и выбирайте:

    Что произойдет при неисправности датчика положения распредвала

    В этом случае блок управления двигателем продолжит анализировать информацию с датчика коленвала в усеченном виде. То есть, синхронизация валов будет нарушена, и двигатель перейдет в нештатный режим попарно-параллельной подачи топлива. Этот алгоритм предусматривает срабатывание инжекторов в два раза чаще. Соответственно, для частичного сохранения мощности топлива уйдет больше. Кроме того, несгоревший бензин попадет в катализаторы и выхлопную трубу. Эта неисправность приведет к ускоренному износу системы выпуска отработанных газов с последующей поломкой дорогостоящих узлов.

    Симптомы неисправности датчика

    Разумеется, перечень проблем пересекается с поломками иных узлов, связанных с работой систем впуска и выпуска. Поэтому точную диагностику можно получить только при подключении автомобильного сканера. Однако эти признаки обязательно проявятся, если ДПРВ все же неисправен:

    • неоправданно завышенный расход топлива;
    • выхлоп грязный, с выраженным запахом несгоревшего бензина;
    • рывки в работе ДВС, похожие на «троение»;
    • на холостых оборотах мотор периодически глохнет;
    • в автомобилях с автоматической КПП блок управления коробкой может перевести ее в аварийный режим (после глушения мотора ошибка сбрасывается, затем появляется вновь);
    • сигнализация «Check-engine» на приборной панели.

    Кроме того, проверка датчика распредвала осуществляется любой доступной программой диагностики при подключении к порту OBD.

    Совет: если вы обнаружили признаки неисправности или сбои в работе датчика распредвала, немедленно проведите диагностику. Можно обратиться в автосервис или выполнить проверку в условиях гаража.

    Эксплуатация автомобиля с неисправным или отключенным датчиком положения распредвала может привести к дорогостоящему ремонту.

    Проверка работоспособности датчика положения распредвала без диагностики

    В первую очередь необходимо узнать, где находится датчик фаз на вашей модели автомобиля. Вы не сможете найти эту информацию в инструкции по эксплуатации, необходима литература по ремонту и обслуживанию. Например, посмотрим на фото расположения ДПРВ в подкапотном пространстве ВАЗ 2112:

    Овальный разъем с тремя контактами в центре иллюстрации.

    Проверка датчика фаз начинается с внешнего осмотра. Прежде чем снять сенсор, необходимо убедиться в целостности корпуса, разъема, отсутствии следов обгорания и технических жидкостей. Поскольку прибор расположен под капотом и не защищен от внешних воздействий, причиной неисправности может быть банальный обрыв одного из проводов.

    Даже если проводка выглядит исправной, рекомендуется проверить ее мультиметром на участке от разъема датчика до колодки электронного блока управления двигателем. Соединив клеммы тестера с контактами разъемов, попросите помощника подвигать кабель для поиска скрытых обрывов. После чего надо проверить чистоту контактов: они могут быть окислены.

    Еще одна причина неисправности, которая не проявляется явно — наличие постороннего импульсного сигнала, влияющего на передачу информации по информационному кабелю. Это могут быть импульсы от управляющих проводов форсунок или высоковольтные свечные провода. Чтобы устранить негативное воздействие, необходимо привести разводку всех проводов в подкапотном пространстве в штатную схему. К шлейфу ДПРВ не должны быть прикреплены посторонние провода, особенно от нештатных устройств: блок управления ксеноном, датчики парковки, дополнительный звуковой сигнал. Наводки от этих устройств трудно диагностируются, но могут оказать негативное влияние на работу датчика фаз.

    Тестирование датчика мультиметром

    Рассмотрим последовательность действий:

    1. Отсоединяем разъем и включаем зажигание. Двигатель не заводим.
    2. Узнав распиновку датчика фаз, проверяем наличие питания, «землю» и сигнальный провода. Это проверка в статике.
    3. Выключаем зажигание, устанавливаем разъем на место.
    4. Затем соединяем плюсовой провод тестера с выходом сигнала (с помощью иголки, заведенной в разъем). Важно! Протыкать изоляцию проводов нельзя, это может привести к последующей коррозии внутри проводки.
    5. Проворачиваем стартер ключом зажигания, фиксируя изменение напряжения на мультиметре. Если значение на приборе не меняется, датчик неисправен.

    Аналогичную проверку можно провести с помощью осциллографа. На экране вы увидите картинку импульсов и сможете оценить качество сигнала: отсутствие «дребезга», посторонние пики паразитных импульсов.

    Замена датчика положения распредвала

    Ремонт неисправного ДПРВ нецелесообразен. Электроника находится в герметично залитом корпусе, разобрать его без повреждений не получится.

    Важно! Для замены следует приобрести именно датчик для вашей модели авто. Утверждения о том, что лучше поставить на Приору сенсор от BMW лишены смысла.

    Даже если вам удастся подобрать сторонний узел с подходящими проушинами крепления, он все равно не будет работать корректно. На фото ДПРВ автомобиля ВАЗ 2112 16 клапанов.

    Дело в том, что элемент Холла состоит из двух частей, калиброванных между собой. Если вы установите не тот считывающий датчик, он не будет совместим с ответной частью, закрепленной на распределительном валу. Поэтому приобретайте запчасть в соответствии с «Parth Number» по VIN номеру автомобиля. Производитель не имеет значения, главное, чтобы это не был контрафакт.

    Видео по теме

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

    Adblock
    detector