Как проверить датчик положения дроссельной - АВТОМОБИЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

Как проверить датчик положения дроссельной

Неисправности датчика дроссельной заслонки

Неисправности датчика дроссельной заслонки приводят к нестабильной работе двигателя автомобиля. Что ДПДЗ работает некорректно можно понять по таким признакам: нестабильные холостые, снижение динамики авто, повышенный расход топлива и другие подобные неприятности. Основной признак тому, что датчик положения дроссельной заслонки неисправен, являются скачущие обороты. А главной тому причиной — износ контактных дорожек датчика заслонки дросселя. Однако есть и ряд других.

Проверка датчика положения дроссельной заслонки достаточно проста, и под силу даже начинающему автолюбителю. Для этого нужен лишь электронный мультиметр, способный измерять постоянное напряжение. При выходе датчика из строя ремонт его, чаще всего, невозможен, и это устройство просто меняют на новое.

Признаки неисправности датчика положения дроссельной заслонки

Перед тем как перейти к описанию симптомов поломки ДПДЗ, имеет смысл вкратце остановиться на вопросе, на что влияет датчик положения дроссельной заслонки. Необходимо понимать, что основная функция указанного датчика состоит в определении угла, на который повернута заслонка. От этого зависит угол опережения зажигания, расход топлива, мощность двигателя, динамические характеристики машины. Информация от датчика попадает в электронный блок управления двигателем, и на ее основании компьютер посылает команды о количестве подаваемого топлива, угле опережения зажигания, что способствует образованию оптимальной топливовоздушной смеси.

Соответственно, неисправности датчика положения дроссельной заслонки выражаются в следующих внешних признаках:

  • Нестабильные, «плавающие», обороты холостого хода.
  • Двигатель глохнет во время переключения передач, либо после перехода с какой-либо передачи на нейтральную скорость.
  • Мотор может произвольно заглохнуть при работе на холостом ходу.
  • Во время езды имеются «провалы» и рывки, в частности, при разгоне.
  • Ощутимо снижается мощность двигателя, падают динамические характеристики автомобиля. Что очень заметно на показателях динамики разгона, проблемах при езде на машине в гору, и/или при ее значительной загрузке или буксировке прицепа.
  • На приборной панели активируется (загорается) сигнальная лампа Check Engine. При сканировании ошибок из памяти ЭБУ диагностический прибор показывает ошибку р0120 или другую, связанную с датчиком положения дроссельной заслонки и ее неисправностью.
  • В некоторых случаях отмечается повышенный расход топлива автомобилем.

Здесь же стоит отметить, что перечисленные выше признаки могут указывать и на проблемы с другими узлами двигателя, в частности, на неисправность дроссельной заслонки. Однако в процессе выполнения диагностики имеет смысл также проверить и датчик ДПДЗ.

Причины неисправности ДПДЗ

Существуют два типа датчиков положения дроссельной заслонки — контактный (пленочно-резистивный) и бесконтактный (магниторезистивный). Чаще всего из строя выходят именно контактные датчики. Их работа основана на движении специального ползунка по резистивным дорожкам. Со временем они изнашиваются, из-за чего датчик начинает выдавать некорректную информацию на ЭБУ. Итак, причинами поломки пленочно-резистивного датчика может быть:

  • Потеря контакта на ползунке. Это может быть вызвано как просто его физическим износом, так и обломком наконечника. Может попросту износиться резистивный слой, из-за чего также пропадает электрический контакт.
  • Не повышается линейное напряжение на выходе датчика. Такая ситуация может быть вызвана тем, что напыление основы стерлось практически до основания в том месте, где начинается движение ползунка.
  • Износ шестерен привода ползунка.
  • Обрыв проводов датчика. Это могут быть как питающие, так и сигнальные провода.
  • Возникновение короткого замыкания в электрической и/или сигнальной цепи датчика положения дроссельной заслонки.

Что касается магниторезистивных датчиков, то у них нет напыления из резистивных дорожек, поэтому его поломки сводятся, в основном, к обрыву проводов или возникновению в их цепи короткого замыкания. А методы проверки у одного и другого типа датчиков аналогичные.

В любом случае ремонт вышедшего из строя датчика вряд ли возможен, поэтому после выполнения диагностики необходимо попросту заменить его на новый. При этом желательно использовать бесконтактный датчик положения дроссельной заслонки, поскольку такой агрегат имеет гораздо более длительный срок службы, хоть и стоит дороже.

Как определить неисправность датчика дроссельной заслонки

Проверка ДПДЗ сама по себе несложная, и все что понадобится, это электронный мультиметр, способный измерять постоянное напряжение. Итак, чтобы проверить неисправность ДПДЗ, необходимо действовать по приведенному далее алгоритму:

  • Включите зажигание автомобиля.
  • Отсоедините фишку от контактов датчика и с помощью мультиметра удостоверьтесь, что на датчик подходит питание. Если питание есть — продолжайте проверку. В противном случае необходимо «прозвонить» питающие провода с тем, чтобы найти место обрыва либо другую причину, почему не подходит напряжение на датчик.
  • Минусовый щуп мультиметра установить на «массу», а плюсовой — на выходной контакт датчика, с которого информация идет на электронный блок управления.
  • При закрытой заслонке (соответствует полностью отжатой педали акселератора) напряжение на выходном контакте датчика не должно превышать значения 0,7 Вольта. Если полностью открыть заслонку (полностью выжать педаль акселератора), то соответствующее значение должно быть не менее 4 Вольт.
  • Далее нужно вручную открывать заслонку (вращать сектор) и параллельно следить за показаниями мультиметра. Они должны плавно повышаться. Если соответствующее значение поднимается скачкообразно, то это говорит о том, что в резистивных дорожках имеются потертые места, и такой датчик нужно заменить на новый.

Владельцы отечественных ВАЗов зачастую сталкиваются с проблемой неисправности ДПДЗ по причине низкого качества проводов (в частности, их изоляции), которыми штатно комплектуются эти машины с завода. Поэтому рекомендуется их заменить на более качественные, например, производства ЗАО «ПЭС/СКК».

Ну и, конечно же, необходимо выполнить проверку с помощью диагностического прибора OBDII. Популярным сканером поддерживающим работу с большинством автомобилей является Scan Tool Pro Black Edition. Он поможет точно узнать номер ошибки и увидеть параметры работы дроссельной заслонки, а также определит, есть ли еще проблемы у автомобиля, возможно в других системах.

Коды ошибок 2135 и 0223

Самая распространенная ошибка, связанная с датчиком положения дроссельной заслонки имеет код р0120 и расшифровывается как «Неисправность цепи датчика/выключателя «A» положения дроссельной заслонки/педали». Другая возможная ошибка р2135 имеет название «Несовпадение показаний датчиков №1 и №2 положения дроссельной заслонки». На неправильную работу ДЗ или ее датчика также могут указывать такие коды: Р0120, Р0122, Р0123, Р0220, Р0223, Р0222. После замены датчика на новый нужно обязательно стереть информацию об ошибке из памяти ЭБУ.

В диагностическом приложении сканер даст возможность увидеть данные идущие с датчика в реальном времени роботы. Двигая заслонку необходимо смотреть на показания в вольтах и процентах ее открытия. При исправном состоянии заслонки датчик должен выдавать плавные значения (без каких либо скачков) от 03, до 4,7В или 0 — 100% при полностью закрытой или открытой заслонке. Удобнее всего смотреть работу ДПДЗ в графическом виде. Резкие провалы будут говорить об износе резистивного слоя на дорожках датчика.

Заключение

Неисправность датчика положения дроссельной заслонки — поломка не критическая, однако ее нужно диагностировать и исправить как можно быстрее. В противном случае двигатель будет работать при значительных нагрузках, что приведет к сокращению его общего ресурса. Чаще всего ДПДЗ выходит из строя просто из-за банального износа и восстановлению не подлежит. Поэтому его нужно просто заменить на новый.

Датчик положения дроссельной заслонки – замена и регулировка

Конструкция современного автомобиля включает в себя множество элементов, это может быть и дорогая турбина, и копеечный датчик положения дроссельной заслонки. При этом стоимость детали вовсе не показывает ее значимости. Так, выход из строя указанного датчика может повлечь за собой нарушение работы двигателя и дорогой ремонт.

Зона ответственности ДПДЗ

В этой статье рассмотрим особенности этой детали и приведем подробные инструкции ее ремонта, регулировки и замены. Но прежде чем переходить непосредственно к практической части, следует уделить немного внимания теории и рассмотреть, что собой представляет дроссельная заслонка и ее датчик, какие функции они выполняют и где находятся. Итак, сама заслонка является конструктивной составляющей впускной системы двигателя. В ее функции входит регулировка количества поступающего воздуха, т.е. она отвечает за качество топливно-воздушной смеси.

Датчик положения дроссельной заслонки передает информацию коллектору о состоянии пропускного клапана. Это очевидно из его названия. Датчик может быть пленочный или бесконтактный (магнитный). Его конструкция аналогична воздушному клапану, и когда он находится в открытом состоянии, то давление в системе равно атмосферному. Но как только элемент переходит в закрытое положение, то и значение вышеуказанной характеристики сразу же снижается до состояния вакуума.

Датчик положения дроссельной заслонки

Состоит датчик дроссельной заслонки из постоянного и переменного резисторов, сопротивление которых достигает 8 Ом. Напряжение же на его выходе в зависимости от положения самой заслонки постоянно меняется. За всем процессом следит контроллер, а количество топлива регулируется в зависимости от полученных данных. Если ДПДЗ будет работать некорректно и выдавать искаженные данные, то в систему попадет недостаточно топлива либо получится его переизбыток, что приведет к нарушению работы двигателя и даже иногда его выходу из строя. Кроме того, именно от этого устройства зависит правильная работа коробки переключения передач и момент зажигания. Не будем подсчитывать, во сколько обойдется ремонт этих механизмов.

Чтобы совершить диагностику какого-либо узла или детали, следует знать ее месторасположение. Датчик положения дроссельной заслонки находится в моторном отсеке. Добраться до него сможете после того, как найдете дроссельный патрубок, на котором и зафиксирован ДПДЗ.

Из-за чего нам может потребоваться ремонт датчика?

Ничего вечного еще не изобрели, и этот элемент тоже ломается. Рассмотрим, какие причины могут спровоцировать его выход из строя и как это можно заметить. Неисправности датчика положения дроссельной заслонки в основном вызваны естественным износом. Так, напыленный слой основы, по которой перемещается ползун, истирается. В результате прибор выдает неправильные показания. Еще одной причиной некорректной работы может служить выход из строя подвижного сердечника. А если один из наконечников повредится, то на подложке появится ряд задиров, которые приведут к поломке и остальных элементов. Это спровоцирует ухудшение контакта между резистивным слоем и ползунком, а в некоторых случаях и его отсутствие.

Износ датчика положения дроссельной заслонки

Понять же, что пора обратиться в сервисный центр либо произвести самостоятельную диагностику и при необходимости ремонт, можно по следующим признакам. Прежде всего прислушайтесь к своему автомобилю во время холостого хода, если обороты «плавают», то не медлите с проверкой устройства. Еще тревожным знаком должна послужить остановка движка при резком сбросе педали. А во время набора скорости может создаться впечатление, что топливо не попадает в систему, автомобиль подергивается и появляются рывки.

Иногда же обороты как бы зависают в одном диапазоне (1,5–3 тысячи) и не изменяют свое положение даже при переключении на нейтральную передачу. Кроме того, ухудшается динамика. В общем, малейшее нарушение в работе двигателя должно насторожить. Кстати говоря, обратите внимание и на приборную панель, на ней должна загореться сигнальная лампочка «Check engine». Если такое произошло, то ваш автомобиль автоматически переходит в аварийный режим, а сделав компьютерную диагностику, вы увидите, что причина кроется именно в датчике.

Проверка датчика без помощи автоэлектрика

Осуществить проверку датчика положения дроссельной заслонки достаточно легко, и справиться с подобной задачей сможет каждый, тем более для этого вам понадобится всего лишь мультиметр, а когда такового в наличии нет, то сгодится и простой вольтметр. Далее выполняем все действия, приведенные ниже.

Проверка датчика положения дроссельной заслонки мультиметром

Поворачиваем ключ в замке зажигания и измеряем напряжение между контактом ползунка и минусом. Его значение не должно превышать 0,7 В. Затем открываем заслонку, повернув пластиковый сектор, опять производим замеры. Теперь прибор должен показать более 4 В. Полностью включаем зажигание, после чего вытягивается разъем и проводится проверка сопротивления между любым выводом и ползуном.

Теперь медленно вращаем сектор и наблюдаем за показателями измерительного прибора. Его стрелка также должна плавно менять свое положение, а любые скачки являются признаком неисправности датчика. Есть маленькая хитрость. Если не хотите отсоединять провода, то их можно просто проткнуть тонкой иглой, хотя лучше не ленитесь и сделайте все как положено.

Регулировка в своем гараже

Производить настройку датчиков положения дроссельной заслонки может даже начинающий автолюбитель, главное, четко придерживаться инструкции, приведенной ниже. Причем эта операция не зависит от того, какой принцип работы ДПДЗ – бесконтактный или нет. Итак, сначала проводим подготовительные работы. Отсоединяем гофрированную трубку, по которой проходит воздух, и тщательно промываем ее спиртом, бензином либо иным сильнодействующим растворителем. Но не всегда достаточно одной жидкости, чтобы добиться лучшего эффекта, следует протереть трубку еще и мягкой тряпочкой. Такую же операцию проводим с самой заслонкой и с впускным коллектором. Кроме того, не забудьте произвести и визуальный контроль, особенно это касается заслонки.

Принцип работы ДПДЗ

Итак, никаких механических повреждений не выявлено? Тогда приступаем непосредственно к регулировке датчика положения дроссельной заслонки. Для начала берем ключ и ослабляем винты. Затем поднимаем заслонку и резко опускаем до упора, учтите, вы должны услышать удар, в противном случае повторите операцию еще раз. Ослабляем винты, пока деталь не перестанет «закусывать». И только тогда можно зафиксировать положение крепежных элементов гайками. Следующими раскручиваем болтовые соединения ДПДЗ и поворачиваем корпус устройства. Далее выставляем датчик положения дроссельной заслонки так, чтобы изменение напряжения происходило только при открытии заслонки. Настройка закончена, осталось вернуть все на свои места, затянуть болты и наслаждаться поездками на любимом автомобиле.

Замена и выбор датчика – бесконтактный или пленочный?

Если же элемент вышел из строя, то скорей всего спасет положение его полная замена. Один из важных моментов этого этапа – правильный выбор нового устройства. Конечно, если вы не желаете через короткий промежуток времени проводить все операции снова, то следует отдавать предпочтение только качественному товару, и уж тем более избегайте дешевых китайских подделок. Кроме того, не останавливайте свой выбор и на пленочно-резистивных моделях. Они недолговечны, и такая экономия может вылиться вам в круглую копеечку. А вот бесконтактные датчики положения дроссельной заслонки отличаются повышенной надежностью. Стоят они всего несколько долларов.

Пленочная модель имеет резистивные дорожки, бесконтактный же экземпляр работает по принципу магнитного эффекта. Его составными частями выступают статор, ротор и магнит. На первый магнитное поле имеет огромное воздействие. Материал второго же выбирают таковым, чтобы на него магнит не имел никакого влияния. Расстояние между элементами ДПДЗ не изменяется и подбирается на этапе сборки. Стоит ли говорить, что бесконтактный датчик не ремонтируемый.

Сама же замена займет у вас намного меньше времени, чем выбор устройства. Но несмотря на то, что процесс довольно прост, рассмотрим его подробно. Подготавливаем крестовую отвертку, уплотнительное кольцо для дроссельного патрубка и, конечно же, саму деталь. Замена начинается с отключения зажигания, если авто было заведено. Открываем капот и не забываем отключить аккумулятор. Чтобы это сделать, снимаем минусовую клемму.

Теперь находим датчик на дроссельном патрубке и снимаем с него колодку с проводами, скорей всего вам придется отжать специальную пластиковую защелку. Затем откручиваем крепежные болты и демонтируем прибор. Между ДПДЗ и патрубком находится поролоновое кольцо, обязательно нужна и его замена. И только после этого можно устанавливать сам датчик. Крепко зафиксируйте прибор болтами, в противном случае вибрация не пойдет ему на пользу и спровоцирует выход из строя. Подключаем обратно колодку со всеми проводами. Иногда аккумуляторную батарею забывают отключить, в этом случае необходимо обесточить ее хотя бы на пять минут после установки нового прибора и подключения к нему колодки.

Проверить, правильно ли работает элемент, можно следующим образом. Открываем заслонку и тянем за тросики газа, чтобы провернуть сектор привода ДПДЗ. Если же положение сектора не изменяется, то следует установить датчик заново. При этом поворачиваем его на 90 градусов по отношению к оси заслонки. И напоследок проверьте тестером напряжение, если его значения совпадают с указанными выше, то прибор исправен.

Призрачные возможности ремонта

Сразу следует сказать, что ремонт датчиков положения дроссельной заслонки делается крайне редко. Во-первых, сама деталь, даже наиболее дорогостоящая, стоит всего несколько долларов, и есть смысл потратиться. Во-вторых, произвести ремонт в большинстве случаев попросту невозможно, например, восстановить истершийся слой основы. Однако в некоторых моделях можно немного сместить резистивные дорожки относительно ползунка и тем самым продлить прибору жизнь.

Ремонт датчика положения дроссельной заслонки

Итак, на датчиках есть специальный винт. С его помощью фиксируется положение дорожек. Если они уже износились, то следует ослабить этот самый винт, так немного поменяется местоположение ползунка, и с заменой прибора можно немного потерпеть. Но только не рассчитывайте на долгосрочную отсрочку. Естественно, помним, что бесконтактный ДПДЗ не подлежит починке. На этом с регулировкой, ремонтом и заменой датчика положения дроссельной заслонки закончено, теперь можно еще несколько лет эксплуатировать авто и даже не задумываться о подобных вопросах.

Методы проверки датчика положения дроссельной заслонки (ДПДЗ)

Ранее мы писали о симптомах, которые могут проявляться при поломке датчика положения дроссельной заслонки. Но такие признаки нередко вызывают и поломки других датчиков или компонентов двигателя. Поэтому перед покупкой нового ДПДЗ имеющийся датчик необходимо проверить на работоспособность.

ДПДЗ установлен на корпусе дроссельной заслонки. Этот датчик содержит резистор переменного сопротивления (или контактные точки, в зависимости от модели), который передает сигнал в электронный блок управления двигателем. Показания датчика зависят от положения дроссельной заслонки.

Когда водитель нажимает на педаль газа, заслонка вращается, увеличивая приток воздуха во впускной коллектор. При работающем моторе положение заслонки (и данные с других датчиков) сообщает компьютеру, сколько топлива нужно двигателю в определенный момент.

Поэтому, без правильного сигнала, поступающего от ДПДЗ, возникают проблемы с топливно-воздушной смесью. Отметим, что проверить датчик положения дроссельной заслонки не очень сложно. Вам понадобится информация о заводских параметрах работы датчика, после чего его проверяют с помощью цифрового мультиметра.

Купить мультиметр можно во многих магазинах, этот простейший диагностический прибор пригодится вам ещё не раз.

Самая распространенная неисправность датчика дроссельной заслонки – износ, короткое замыкание или обрыв в электрической цепи либо резисторе. С помощью этой статьи вы сможете понять, как проверить ДПДЗ мультиметром лишь за несколько минут. Это поможет понять, нуждается ли элемент в замене или проблема не в нём.

Симптомы неисправности ДПДЗ:

  • бедная или богатая топливная смесь;
  • проблемы с зажиганием;
  • неправильные сигналы для других исполнительных механизмов;
  • неровный холостой ход;
  • провалы при разгоне;
  • подергивание;
  • остановка двигателя.

Методы диагностики ДПДЗ

Самый распространенный тест датчика – измерение сопротивления или напряжения в различных положениях дроссельной заслонки (закрытое, полуоткрытое и полностью открытое). Мы будем выполнять тестирование, используя функцию измерения напряжения.

  1. Откройте капот и снимите узел воздушного фильтра в том месте, где он соединяется с корпусом дроссельной заслонки.
  2. Осмотрите пластину дроссельной заслонки и стенки корпуса дроссельной заслонки, расположенные вокруг неё.

* Если вы видите нагар на стенках или под пластиной заслонки, выполните очистку этого узла с помощью очистителя карбюраторов (карбклинера) и чистой ветоши. Поверхность должна быть полностью чистой. Нагар и грязь могут препятствовать закрытию дроссельной заслонки и её свободному перемещению.

  1. Найдите ДПДЗ, установленный на боковой части корпуса дроссельной заслонки. Датчик выполнен в виде небольшого пластикового блока с трехжильным разъемом.

Подключен ли ваш ДПДЗ к «земле»?

  1. Аккуратно отсоедините электрический разъем от датчика положения дроссельной заслонки.
  2. Проверьте разъем и клемму на наличие загрязнений и повреждений.
  3. Установите мультиметр в подходящий режим, к примеру, 20V на шкале постоянного напряжения (DCV).
  4. Поверните ключ зажигания в положение ON, но не запускайте двигатель.
  5. Подключите красный щуп мультиметра к плюсовой клемме аккумулятора, обозначенной символом «+».
  6. Прикоснитесь черным щупом мультиметра к каждому из трех электрических контактов разъема проводки, который подключается к ДПДЗ.

* Один из контактов, при прикосновении к которому на экране мультиметра появляется напряжение около 12 вольт, является контактом заземления. Обратите внимание на цвет этого провода.

* Если ни один из контактов не отображает 12 вольт, это является признаком дефекта проводки, которая идёт к датчику положения дроссельной заслонки. Датчик не имеет заземления, поэтому он не может правильно работать. В такой ситуации нужно решать проблему с проводкой.

  1. Выключите зажигание.

Подключен ли ДПДЗ к источнику опорного напряжения?

  1. Теперь подключите черный щуп мультиметра к контакту заземления на разъеме ДПДЗ, который вы только что идентифицировали.
  2. Поверните ключ зажигания в положение ON, но не запускайте двигатель.
  3. Подключите красный щуп мультиметра к каждому из двух других контактов разъема.
  4. На одном из контактов напряжение должно составлять около 5 вольт. Этот контакт передаёт опорное напряжение на ДПДЗ. Обратите внимание на цвет провода, подключенного к этому контакту. Третий провод является сигнальным.
Читайте также  Как поменять вакуум на ваз 2110

* Если ни на одном из двух контактов разъема не будет 5 вольт, в проводке есть проблема, которую необходимо исправить. Проверьте электрическую цепь на наличие плохих контактов или поврежденных проводов.

  1. Выключите зажигание.
  2. Вставьте электрический разъем в ДПДЗ.

Выдает ли датчик положения дроссельной заслонки правильный сигнал?

  1. Для выполнения такой проверки необходимо использовать пару штырьков или скрепок.
  2. Подключите красный щуп тестера к сигнальному проводу датчика, а черный – к проводу заземления.
  3. Включите зажигание, но не запускайте двигатель.
  4. Убедитесь в том, что дроссельная заслонка полностью закрыта.
  5. Ваш мультиметр должен отображать значение в диапазоне 0,2-1,5 вольт или около этого, в зависимости от конкретного автомобиля. Если на экране вы видите ноль, убедитесь, что вы выбрали правильный режим прибора – обычно оптимальным является 10 или 20 вольт. Если на экране все ещё виднеется ноль, продолжайте проверку.
  6. Постепенно открывайте дроссельную заслонку, пока она не будет полностью открыта (или же ваш помощник может постепенно нажимать педаль газа до упора).

* При полностью открытой дроссельной заслонке на мультиметре должно отображаться около 5 вольт.

* Убедитесь в том, что напряжение постепенно увеличивается, когда вы медленно открываете дроссельную заслонку.

* Если вы заметили, что в определенных положениях заслонки есть скачки напряжения или оно зависает на одном уровне, ваш ДПДЗ не работает правильным образом, поэтому его необходимо заменить.

* Если датчик положения дроссельной заслонки не достигает напряжения в 5 вольт или около этого (в некоторых автомобилях – 3,5В) при полностью открытой заслонке, его надо менять.

  1. Выключите зажигание и снимите штырьки (скрепки).

Если на вашем автомобиле установлен регулируемый датчик положения дроссельной заслонки (они встречаются на старых моделях), и его показания не соответствуют норме, попробуйте сначала отрегулировать его. Датчик подлежит регулировке, если вы можете ослабить болты его крепления и повернуть элемент влево или вправо.

Регулировка датчика положения дроссельной заслонки

Этот способ подходит для настройки внешнего датчика. Следующие советы дадут вам общее представление о процедуре регулировки ДПДЗ.

  1. Ослабьте крепежные болты датчика так, чтобы вы могли вращать его, слегка постукивая по нему рукояткой отвертки.
  2. Оттяните датчик для проверки напряжения с помощью мультиметра.
  3. Поверните ключ зажигания в положение ON, но не запускайте двигатель.
  4. Удерживайте дроссельную заслонку в закрытом положении (или в положении, указанном в руководстве по ремонту или обслуживанию вашего автомобиля).
  5. Убедитесь, что напряжение соответствует указанному в руководстве. Если нет, поверните датчик влево или вправо, пока не получите заданное напряжение.
  6. Удерживайте ДПДЗ в этом положении и затяните крепежные винты.

Если датчик не поддаётся регулировке и не достигает требуемого напряжения, замените его.

Информация о том, как проверить датчик дроссельной заслонки, может сэкономить ваше время и поможет избежать ненужной замены компонентов. С помощью простого теста вы сможете быстрее вернуть свой автомобиль в строй. Такая проверка легко выполняется всего за несколько минут.

Проверка датчика положения дроссельной заслонки в домашних условиях

Двигатель внутреннего сгорания автомобиля функционирует за счет взрыва смеси паров бензина и воздуха. Процентное соотношение компонентов смеси влияет на расход топлива и другие факторы работы двигателя. За поступление воздуха в камеру сгорания отвечает положение дроссельной заслонки. Если двигатель работает неправильно, необходимо понять: как проверить датчик положения дроссельной заслонки на исправность?

Какие функции выполняет датчик положения дроссельной заслонки автомобиля

Электронный прибор под названием датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) представляет собой устройство, вырабатывающее определенный сигнал на каждое угловое смещение воздушной заслонки. Информация поступает на специальный контроллер, который управляет разными системами автомобиля, в том числе и подачей топлива внутрь камеры, искрообразованием.

ДПДЗ бывают разной конструкции, но сущностью схожи с потенциометрами, где один вывод является общим, другой подключается к питанию системы, третий является управляющим и совмещен с подвижным контактом, который соединен с механикой заслонки. Местонахождение на корпусе противоположно креплению электромотора, вращающего ось дроссельной заслонки.

Существует два типа прибора ДПДЗ:

  • Резистивно-пленочный – типичный потенциометр, который рассчитан на пробег автомобиля 50 тысяч километров;
  • Бесконтактного типа (магниторезистивный) с гораздо большим ресурсом работы, зависящим только от механики его подвижной части.

Причины некорректной работы ДПДЗ

Для резистивно-пленочных и магниторезистивных датчиков существуют разные причины выхода их из строя. Первые подвержены вытиранию резистивной пленки, напыленной на диэлектрическую подложку. Из-за этого начинает пропадать электрический сигнал при перемещении движка потенциометра. Также для приборов такого типа опасно загрязнение рабочей поверхности.

Датчики магниторезистивной конструкции уязвимы к поломке механического узла. Иногда происходит отказ электронной части прибора, отвечающей за преобразование в постоянное напряжение магнитных сигналов.

Что свидетельствует о поломке ДПДЗ

Проверка датчика положения дроссельной заслонки имеет смысл, когда:

  • Автомобиль не проявляет привычной динамики при разгоне, а она становится хуже;
  • В момент переключения передач мотор глохнет;
  • Двигатель внезапно останавливается при переведении рычага переключения передач в нейтральное положение;
  • Во время режима холостого хода коленвал двигателя вращается при пониженной, повышенной или нестабильной частоте;
  • Двигатель не может достичь максимальной мощности оборотов;
  • На дороге с ровным покрытием при нажатии педали акселератора с неизменным усилием наблюдаются рывки.

Проверка наличия питающего напряжения

Датчик положения дроссельной заслонки не может работать, если на нем нет питающего (опорного) напряжения. Для этого к нему должен подходить общий провод и положительный потенциал. Опорное напряжение имеет величину 5 В.

Общий контакт проверяют при снятом разъеме и включенном зажигании, без запуска стартера. Электронным мультиметром в режиме измерения постоянного напряжения на пределе 20 В отслеживают потенциал между каждым контактом разъема и плюсовой клеммой аккумулятора. Тот контакт, где появляется 12 В, и есть общий. Если при измерениях не удалось найти 12 В, значит есть обрыв в проводке, который нужно устранить.

Как проверить датчик положения дроссельной заслонки на правильность выдачи сигнала

Перед тем как выполнить проверку датчика положения дроссельной заслонки, необходимо дроссельную заслонку поставить в закрытое положение, зажигание включить. Далее по пунктам:

  • Измерение напряжения на выходе датчика между сигнальным проводом и массой при закрытой заслонке. Показания не должны превышать 0.7 В;
  • Переведение заслонки в полностью открытое состояние и снятие показаний на тех же контактах. Должно показать не менее 4 В;
  • Измерение плавности изменения напряжения при вращении заслонки между двумя крайними точками. Скачков не должно быть.

Действия по замене датчика

Если в результате проверки ДПДЗ установлено, что прибор неисправен, его заменяют новым. После нужно не забыть сбросить контроллер, чтобы он не выдавал ошибку о некорректной работе устройства. В остальном алгоритм замены имеет следующий вид:

  • Ключ в замке зажигания поворачивают против часовой стрелки до упора, тем самым обесточивая систему;
  • Отсоединяют разъем с контактами, крепежные винты откручивают;
  • Удаляют старый элемент, ставя на его место новый, при этом важно совместить вал заслонки с подвижным контактом;
  • Крепежные винты вкручивают, разъем подключают к контактам;
  • Ошибку удаляют, отсоединяя аккумулятор от проводки авто на время более 8 часов, либо в сервисном центре.

Правильная регулировка ДПДЗ

ВАЗовские машины не предполагают дополнительную регулировку датчика положения дроссельной заслонки, она необходима только в импортных транспортных средствах. Чтобы контроллер правильно опознал датчик:

  • Скидывают клемму с аккумулятора на четверть часа;
  • Принудительно закрывают дроссельную заслонку;
  • На несколько секунд включают зажигание без запуска мотора;
  • Выключают зажигание.

Далее в течение 15 секунд контроллер перезапишет параметры нового датчика.

Видео по теме: Проверка датчика положения дросселя

Как проверить датчик положения дроссельной заслонки и симптомы неисправности

Если двигатель автомобиля работает нестабильно, одна из причин может крыться в выходе из строя датчика положения дроссельной заслонки. В этому случае во время эксплуатации транспортного средства появляются характерные симптомы, растет расход топлива. Существуют стандартные алгоритмы выявления и устранения неисправности.

Назначение датчика

Устройство отвечает за подачу воздушно-топливной смеси. От ДПДЗ на вход электронного блока управления двигателем (ЭБУ) передается напряжение. Уровень зависит от угла открытия дроссельной заслонки. На ее оси находится установочная площадка датчика.

Благодаря фиксированному соединению со штоком ДПДЗ мгновенно отслеживает каждое изменение положения. Уровни напряжения на выходе датчика:

  • минимальный − 0,7 В, когда заслонка закрыта (педаль газа не нажата);
  • максимально – 4-4,8 В, когда полностью открыта (педаль газа утоплена).

Если датчик работает исправно, уровень напряжения при нажатии педали акселератора плавно изменяется в указанных пределах.

Анализируя его значения и скорость их изменения, ЭБУ определяет оптимальное значение угла опережения зажигания, контролирует объем подаваемого топлива. При эксплуатации автомобиля с неисправным ДПДЗ могут возникнуть серьезные проблемы, которые потребуют дорогостоящего ремонта трансмиссии или двигателя.

Виды датчиков

На современные модели автомобилей устанавливают потенциометры – контактные ДПДЗ или магниторезистивные датчики. Электронные устройства отличаются стоимостью, сроком службы. По способу установки они бывают встроенными в корпус дроссельной заслонки и отдельно установленными.

Контактный датчик

Внутри корпуса есть несколько резистивных дорожек и подвижный токосъемный элемент − бегунок. Он жестко соединен со штоком дроссельной заслонки, двигается при ее закрытии (открытии). Во время перемещения он касается резистивного слоя и, контактируя, изменяет сопротивление:

  • когда заслонка закрыта, бегунок позиционируется в самом начале дорожки, этой крайней позиции соответствуют минимальные значения сопротивления, напряжения;
  • когда жмут на педаль газа, открывается дроссельная заслонка и ползунок смещается, при этом длина резистивного слоя, включенного в цепь, увеличивается, что приводит к росту сопротивления, напряжения.

К устройству подсоединены 3 провода. Один подает напряжение на резистивный слой – 5 В, другой идет к заземлению, третий к ползунку.

Бесконтактные ДПДЗ с датчиком Холла

Работа устройства построена на основе магниторезистивного эффекта Холла. Механический контакт между его элементами отсутствует, их два вида:

  • датчик Холла;
  • выполняющие функции бегунка постоянные магниты.

Бесконтактные ДПДЗ стоят дороже, но и служат дольше.

Магнитные ползунки перемещаются при повороте дроссельной заслонки, магнитное поле во время движения изменяется, датчики мгновенно это фиксируют и передают сигнал на микросхему, та отправляет информацию на ЭБУ. Элементы устройства разделены воздушным зазором, поэтому не испытывают механических воздействий. Место установки платы − корпус дроссельной заслонки.

Индуктивные ДПДЗ

Устройства индуктивного типа без физического контакта элементов вычисляют угол поворота дроссельной заслонки. Схема такого датчика:

  • токопроводящий ротор, присоединенный к оси заслонки;
  • статор – плата с катушками (приемная, передающая), микросхема, отвечающая за передачу данных на контроллер.

Устройства этого типа предназначены для электронных дроссельных заслонок. Их устанавливают на корпус. Величина напряжения на статоре зависит от угла поворота ротора.

Признаки неисправности

Резко меняющееся сигнальное напряжение – первый признак неисправности ДПДЗ. Обычно из строя выходят датчики контактного типа. При соприкосновении движущегося бегунка с поверхностью дорожек происходит физический износ шестерен привода ползунка, истирание резистивного напыления. Другие причины неисправности – короткое замыкание в цепи, обрыв провода.

Плавающий ход

Если ЭБУ получает недостоверные данные от ДПДЗ, контроллер выдает неверные команды, которые нарушают работу двигателя автомобиля. Он глохнет при переключении передач и на холостом ходу.

Эффект плавающего холостого хода возникает, если на ЭБУ не поступает сигнал о закрытии заслонки.

Проблемы с ускорением

Явно проявляются симптомы неисправного ДПДЗ при нажатии педали газа. Автомобиль ведет себя по-разному:

  • во время набора скорости дергается;
  • ускоряется плавно, но ему не хватает мощности, особенно это заметно при движении по пересеченной местности.

Нужно проверить датчик положения, если педаль газа не нажата, а автомобиль самопроизвольно разгоняется. Такая проблема возникает, когда потенциометр исчерпал свой ресурс.

Индикатор Check Engine

На приборной панели есть индикатор неисправностей двигателя – Check Engine. Он загорается по разным причинам, в том числе и когда неисправен датчик положения дроссельной заслонки. Чтобы выяснить, в чем проблема, проводят диагностику. Коды неисправности автомобиля определяют сканером или адаптером ELM327.

Значения, полученные от датчика дроссельной заслонки A, выходят за диапазон рабочих характеристик

Значения датчиков дроссельной заслонки A и B не совпадают

Снижение максимальной скорости

Низкая скорость при разгоне – частый признак неисправности. Неисправный ДПДЗ выдает на ЭБУ недостоверные данные о реальном положении дроссельной заслонки при нажатии педали газа. Значения сигнала низкие, поэтому блок управления ограничивает мощность, что приводит к снижению максимальной скорости.

Способы проверки датчика

Для измерения постоянного напряжения используют электронный мультиметр. Сначала проверяют наличие тока:

  • отсоединяют разъем;
  • включают зажигание, мотор не запускают;
  • измеряют напряжение на контактах разъема.

Если питание отсутствует, прозванивают питающие провода, при наличии тока тестирование продолжают. Проверка работоспособности датчика положения дроссельной заслонки:

  • один щуп мультиметра крепят к массе, второй – к выходному контакту;
  • рукой прокручивают заслонку, имитируя нажатие педали газа.

Значение напряжения на экране мультиметра при закрытой заслонке должно быть не выше 0,7 В, при полностью открытой − не меньше 4 В. Это означает, что датчик работает исправно. У автомобилей разных моделей свое максимальное значение напряжения.

Датчик требуется поменять, если на выходе ДПДЗ при ручном вращении дроссельной заслонки значения изменяются скачкообразно или уровень напряжения во время нажатия (отпускания) педали газа не соответствует заданным параметрам.

Устранение неисправности

Потенциометр во время замены обесточивают, работы выполняют при выключенном зажигании. Чтобы неисправное устройство отсоединить, сначала снимают разъем с кабелями, потом раскручивают винты крепления.

Посадочное место очищают до снятия старого потенциометра и перед установкой нового. Грязь, попавшая на контакты, может вывести контроллер из строя.

Монтаж нового датчика осуществляют не торопясь, его посадочное место соединяют с торцом оси дросселя и начинают плавно поворачивать по кругу. Когда крепежные отверстия совмещены, вкручивают винты, подсоединяют разъем. Контроллер запоминает ошибку. Чтобы ее сбросить, на несколько минут отсоединяют минусовую клемму аккумулятора.

Если после замены напряжение не соответствует заданному (0,7 В/4 В), потребуется отрегулировать положение ДПДЗ. Для этого датчик снимают, поворачивают на 90° по отношению к штоку заслонки, устанавливают повторно. Производят замеры.

Эксплуатация автомобиля с неисправным ДПДЗ сокращает общий ресурс двигателя. Своевременную диагностику, замену и регулировку датчика можно произвести самостоятельно. Стоимость нового устройства зависит от модели авто и производителя, она может колебаться от 400 до 5000 рублей. Изделия отечественных фирм стоят дешевле импортных аналогов, но их приходится чаще менять.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector