Как правильно поставить шатуны - АВТОМОБИЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

Как правильно поставить шатуны

Сборка и установка шатунно-поршневой группы на двигатель

Поршни с шатунами

На днище поршня нанесено обозначение группы поршня по диаметру юбки, на передней части поршня — ремонтной группы и ремонтного размера поршня. Для облегчения индивидуального подбора поршней к цилиндрам каждый из размеров ремонтной группы подразделяют на размерные группы, в которых размеры поршней по диаметру юбки следуют через 0,01 мм. Все операции подбора поршней по цилиндрам необходимо проводить при температуре окружающей среды 17… 23 °С.

Для облегчения индивидуального подбора поршневых пальцев поршни по диаметру отверстия под поршневой палец подразделяют на четыре размерные группы. Маркировку размерной группы по диаметру отверстий под поршневой палец осуществляют нанесением краски на бобышку поршня.

При замене поршней без замены гильзы цилиндров верхнюю кромку (буртик) гильзы, которая образовалась в результате износа гильзы под верхним поршневым кольцом, целесообразно обработать шабером или мелкозернистым шлифовальным кругом, установленным на пневматической или электрической дрели.

Поршни к цилиндрам следует подбирать так, чтобы зазор между стенкой цилиндров и юбкой поршня был 0,03…0,05 мм. Зазор определяется лентой-щупом толщиной 0,08 мм, шириной 10… 13 мм и длиной не менее 200 мм. Ленту-щуп протягивают через зазор между поршнем и цилиндром при неподвижном поршне с усилием 25… 45 Н, При этом поршень должен быть обращен днищем вниз, а лента-щуп должна находиться в плоскости, перпендикулярной оси отверстия под поршневой палец. Подбор поршней можно проводить не выпрессовывая гильзы из блока или после их выпрессовки. После подбора поршней к гильзам цилиндров необходимо на днищах поршней выбить порядковые номера цилиндров.

Посадку пальца в бобышках поршня выполняют с натягом 0,0025… 0,0075 мм. Допуск цилиндричности пальца равен 0,00125 мм в радиусном выражении. Стопорные кольца поршневого пальца следует устанавливать в канавках поршня с некоторым натягом, т.е. они не должны проворачиваться от усилия руки. Кольца, потерявшие упругость, следует заменить.

Шатуны

Нижнюю головку шатуна обрабатывают в сборе с крышкой, поэтому при разборке, контроле и сборке следует сохранять комплектность шатуна и крышки шатуна. Крышки шатунов центрируют по шлифованным поверхностям шатунных болтов. Ремонт верхней головки шатуна обычно заключается в выпрессовывании, запрессовывании и растачивании втулки. Усилие запрессовки втулки должно быть не менее 7 000 Н, При ремонте верхней головки шатуна размеры под втулку и палец должны соответствовать размерам, рекомендованным заводом-изготовителем. Для подбора пары поршневой палец — шатун размеры верхней головки шатуна (диаметр от-верстия под втулку) подразделяют на размерные группы, которые отличаются друг от друга на 0,0025 мм.

Рис. Подбор поршня к гильзе с помощью ленты-щупа:
а — гильза запрессована в блок цилиндров; б — гильза выпрессована из блока цилиндров

Сборка шатунно-поршневой группы

Для сборки шатуна с поршнем нужно подобрать поршневой палец к втулкам верхней головки шатуна и бобышкам поршня. Для соединения с шатуном поршень нагревают в масле или в электронагревательном приборе до температуры 55 °С. При этом палец в отверстие бобышки нагретого поршня должен входить плавно от усилия большого пальца правой руки. В таком соединении после охлаждения поршня появляется необходимый натяг 0,0025 …0,0075 мм.

Затем нужно сверить порядковые номера поршней и шатунов. Шатун закрепляют в тисках, устанавливают поршень, их соединение фиксируют пальцем. Поршень при сборке с шатуном должен быть установлен так, чтобы метка на днище поршня была направлена к передней части двигателя. Бобышка, выштампованная на шатуне для левой группы цилиндров, также должна быть направлена к передней части двигателя, т.е. в одну сторону с меткой на поршне. Для правой группы цилиндров при сборке поршня с шатуном бобышка шатуна должна быть направлена к задней части двигателя, а метка на днище поршня — к передней части.

После соединения и проверки шатунно-поршневой группы следует закрепить стопорными кольцами палец в бобышках поршня, затем тщательно протереть подобранные по канавкам и подогнанные к цилиндрам поршневые кольца и установить их на поршни с помощью специального приспособления. Поршни в сборе с шатуном необходимо проверить по массе. Детали комплекта, установленного на одном двигателе, не должны отличаться по массе более чем на 12 г, т.е. шатуны должны соответствовать по массе одной группе. Для установки поршней с шатунами в цилиндры блока нужно выполнить следующие операции:

  • повернуть блок двигателя, установить его на стенде вертикально, передней частью вверх;
  • последовательно, один за другим брать поршни с шатунами в сборе;
  • тщательно протереть салфеткой постель под вкладыши в нижней головке шатуна;
  • отвернуть гайки и снять крышку шатуна;
  • установить шатун с поршнем.

При этом рекомендуется надеть на шатунные болты специальные колпачки из латуни или меди, предохраняющие зеркало гильзы цилиндров от повреждений.

Затем необходимо проверить и продуть отверстие в нижней головке шатуна, служащее для разбрызгивания масла на стенки цилиндра, вставить вкладыши в шатун и в крышку, протереть салфеткой верхние вкладыши шатуна и поршень, установить на поршень кольца, располагая внутреннюю выточку вверх, развести стыки компрессионных колец по окружности поршня примерно на 120°. После установки развести стыки компрессионных колец на 180°.

Далее следует протереть салфеткой гильзы цилиндров блока и шатунную шейку, смазать чистым маслом, применяемым для двигателя, поверхность шатунного вкладыша, поршня, поршневых колец и гильз цилиндров, вставить поршень с шатуном в цилиндр, направив метку на днище поршня к передней части двигателя с помощью специального приспособления, довести подшипники шатуна до шейки коленчатого вала, продвигая поршень по цилиндру с помощью деревянной оправки, смазать маслом шейку вала и подтянуть нижнюю головку к ней, снять предохранительные наконечники с шатунных болтов и поставить на место нижнюю крышку шатуна, закрепив ее шатунными гайками.

Перед окончанием сборки нужно проверить суммарный осевой зазор между торцами шатунов и шатунной шейки коленчатого вала с помощью щупа и окончательно затянуть болты шатунных подшипников динамометрическим ключом. После затяжки каждой пары шатунных подшипников следует проворачивать коленчатый вал. Момент прокручивания вала при правильно подобранных радиальных зазорах в подшипниках должен быть не более 100 Нм. Аналогичные операции нужно провести при установке в цилиндры остальных поршней с шатунами.

Все о велосипедах

Рассказываем обо всем, что связано с велосипедами

Установка шатунов на велосипед: как правильно сделать

Правила и этапы установки шатунов на велосипед

Велосипед считается простым устройством, но он часто оснащается разным навесным оборудованием, предназначенным для повышения комфортности и безопасности катания. Самыми загруженными частями любого байка считаются шатуны. Они отличаются простой конструкцией, а также во время их установки не приходится уделять много времени регулировке. Их часто приходится демонтировать, если они ломаются, а также, если планируется замена на камеру. Поэтому велосипедист должен знать, как выполняется демонтаж и установка шатунов на велосипед.

Предназначение и виды шатунов

Они представлены специальными металлическими рычагами, причем на стержне располагаются головки маленького и большого размера. Основное предназначение шатунов заключается в передаче усилия с педалей на вал каретки.

Перед тем, как поставить шатуны на велосипед, нужно правильно выбрать данные изделия. Они представлены в нескольких разновидностях:

  • Односоставные. Они представлены цельными элементами, в состав которых выходит ось, а также левый и правый шатун. Эта модель отличается высоким показателем прочности, а также не возникает сложностей с обслуживанием. Но недостатком считается массивность изделия.
  • Двухсоставные. Для присоединения левого шатуна применяются гайки. Остальные элементы, представленные осью, правым шатуном и звездочкой – это единый и целостный механизм, который невозможно разобрать на составные части.
  • Трехсоставные. Они устанавливаются на многие модели байков. Отдельно формируется ось с шатунами, которая соединяется со звездочкой.

Поскольку на данное изделие воздействуют существенные нагрузки, то для их изготовления применяются наиболее прочные и надежные сплавы металла. В магазинах можно найти даже элементы из алюминия, но они недолговечны, поэтому обычно используются для соревнований или для установки на дорогостоящих моделях велосипеда.

Внимание! Для бюджетных великов применяется передний блок из звездочек, который соединяется с неразборным шатуном.

Если планируется покупка новых деталей, то учитывается тип каретки и длина остальных предметов. Для всех моделей применяются различные крепления, к которым относится квадрат или шлиц.

Когда приходится снимать?

Перед тем, как правильно поставить шатуны, их нужно правильно демонтировать. Процесс требуется в нескольких ситуациях:

  • Проведение периодического обслуживания, необходимого для устранения сильных загрязнений и использования смазочных материалов.
  • Необходимость в ремонте, причем обычно это связано со срывом резьбы или сгибанием какой-либо части шатуна от серьезной нагрузки.
  • Возникновение сложностей с резьбой, например, если велосипедист сильно ее затягивает. Если же не слишком хорошо затянута резьба, то это приводит к разбалтыванию фиксации. Для решения данной проблемы часто приходится заново нарезать резьбу, выбирая подходящий диаметр. Если во время обслуживания крутить педали под неправильным углом, то это приводит к срезке граней. Поэтому поврежденные элементы нужно снять и заменить, но в некоторых случаях деталь может быть отремонтирована.
  • Замена звездочек. На современных моделях велосипеда они фиксируются не сваркой или заклепками, а специальными боноками. Звездочки – это расходные изделия, которые изнашиваются с течением времени, поэтому перестают справляться с поставленными задачами. Процесс их замены считается довольно простым и быстрым, но для этого придется снимать шатуны.

Если детали сделаны из стали, то не возникает сложности с их демонтажем. Но проблемы нередко появляются, если имеются алюминиевые изделия. Дополнительно мастера часто сталкиваются с некачественными моделями, сделанными из неподходящих сплавов или обладающими нестандартными размерами. Такие конструкции быстро изнашиваются или ломаются при незначительных нагрузках. Поэтому их нужно правильно снять, чтобы поставить более качественные модели.

Процесс демонтажа

Для снятия шатуна можно воспользоваться несколькими технологиями. Наиболее часто велосипедисты предпочитают пользоваться съемником, который упрощает процедуру. Только после этого выполняется правильная установка шатунов. Но если отсутствует инструмент, то работа осуществляется руками, для чего нужно следовать инструкции.

С помощью съемника

Если у мастера имеется в наличии данный инструмент, то для снятия шатуна выполняются действия:

  • откручивается пыльник, выполняющий роль заглушки, причем для этого достаточно воспользоваться обычной отверткой;
  • откручивается гайка, фиксирующая деталь к каретке;
  • вытаскивается шайба при наличии;
  • с помощью съемника выворачивается внутренний винт;
  • если имеется квадратное крепление, то придется заранее демонтировать накладку-переходник, поскольку если ее не снять, то мастер упрется непосредственно в шатун, а не в ось, что приводит к срыву резьбы;
  • инструмент ввинчивается непосредственно внутрь шатуна и закручивается до упора, поскольку иначе велика вероятность, что он сорвется, что приведет к поломке резьбы;
  • внутренний винт закручивается гаечным ключом, который надо крутить по часовой стрелке;
  • в конце работы съемник скручивается.

Выполнять процесс нужно аккуратно, поскольку если приложить существенное усилие, то можно сорвать резьбу или нарушить целостность съемника. Соединение желательно заранее обработать смазочными материалами. Только после демонтажа и обслуживания выполняется установка шатуна на коленвал.

Демонтаж без съемника

Если отсутствует возможность воспользоваться съемником, то придется выполнять все действия руками. Если поломка возникает во время поездки, то невозможно купить ключ. Поэтому велосипедисту придется воспользоваться своими уникальными навыками и подручными инструментами.

Внимание! Во время езды на место крепления часто попадает мусор, камешки или ветки, что приводит к прессованию и прилипанию деталей, поэтому требуется оперативный демонтаж шатуна.

Процесс работы делится на этапы:

  • откручивается крепление, закрепляющее шатун, причем после этого нужно немного проехать, чтобы ослабить фиксацию;
  • деталь рекомендуется обдать кипятком, что позволит устранить лишние отложения и грязь;
  • если имеется возможность, крепление обрабатывается смазкой со всех сторон, после чего нужно быстро проехаться на велосипеде;
  • на втулке шатуна делается небольшой надпил болгаркой или другим походящим инструментом;
  • припоем и молотком отбиваются остатки детали;
  • после выполнения данного процесса сломанный элемент выбрасывается, а него место устанавливается новая конструкция.

Внимание! Самым лучшим решением для любого велосипедиста считается покупка съемника, который значительно упрощает процесс ремонта и обслуживания байка.

Этапы монтажа

После покупки новых изделий важно разобраться, как поставить шатуны. Для этого нужно только следовать правильной инструкции:

  • все съемные детали очищаются от загрязнений, а также смазываются качественными составами, что значительно упрощает процесс монтажа, причем благодаря смазочным материалам предотвращается возникновение неприятного скрипа или хруста во время катания на велике;
  • осуществляется установка пальца в шатун;
  • деталь надежно сажается на вал, причем важно проверить, не возникает ли люфт во время движения, поскольку иначе это приведет к разбалтыванию гнезда, которое быстро сломается;
  • для фиксации изделия закручиваются болты, длина которых зависит от характеристик детали, причем важно во время работы прикладывать значительные усилия;
  • надевается следующий шатун, причем важно правильно определить место его расположения;
  • фиксируются заглушки, которые защищают детали от загрязнений и ударов.

Каждый велосипедист может разобраться в том, как правильно поставить шатун на коленвал. Данная деталь является важнейшим элементом байка, поскольку на нее передается значительная нагрузка. Она обладает простым устройством, поэтому не возникает сложностей с ее самостоятельным демонтажем и установкой.

Заключение

Процесс снятия и монтажа шатуна на велосипед считается простым и быстрым. Рекомендуется для этих целей пользоваться съемником, но при необходимости работа выполняется своими руками. Демонтаж требуется по разным причинам, к которым относятся поломки или обслуживание.

Разновидности и установка шатунов на велосипед

6 минут Автор: Михаил Скворцов 2363

  • Шатуны велосипедные: общие сведения
  • Типы шатунов и способы их крепления
  • Демонтаж и установка шатунов

Велосипедный шатун (педальный рычаг) – знакомая и значимая деталь трансмиссии. Является связующим звеном при передаче усилий на кареточный вал и передние звезды. Исправное состояние и надежное закрепление шатунов на каретку гарантирует максимальную эффективность передачи крутящего момента и безопасность движения.

Шатуны велосипедные: общие сведения

Трансмиссия велосипеда имеет пару шатунов, расположенных по обе стороны от каретки. Детали устанавливаются на кареточном валу с помощью специальных креплений. В зависимости от производителя и типа велосипеда, крепления различаются, и чуть позже обязательно об этом поговорим.

Шатунная пара вместе с передними звездами образует систему. Она может быть разборной и неразборной. Первый тип встречается на бюджетных моделях велосипедов, включая односкоростные дорожники. Здесь износ звездочек развивается одновременно с усталостью материала рычагов. В случае преждевременной поломки шатунов система полностью подлежит замене.

По стандарту звезды располагаются справа по ходу движения, следовательно, к звездочкам закреплен правый шатун. На байках среднего и высокого уровня звездочки могут меняться отдельно от шатунной пары. Его можно снять и, таким образом, заменить лишь часть системы – изношенные звезды.

Шатунная пара и каретка – самые нагруженные узлы велосипедной трансмиссии, так как напрямую принимают толкательно-вращательные усилия от ног велосипедиста. В изготовлении деталей используются материалы:

  • закаленная сталь;
  • алюминий;
  • титан;
  • углеродное волокно (профессиональный шоссейный байк).

Значительную роль в динамике передвижения играют вес и форма шатунов. Производители стараются сделать их максимально легкими и компактными. Так, для уменьшения веса внутри детали специально делаются полости. Идея принадлежит японскому производителю Shimano:

Разобрать систему обычным гаечным ключом не получится, для этого потребуется специальный съемник шатуна. При вдавливании инструмента деталь свободно откручивается с оси каретки, не повреждая ее.

Типы шатунов и способы их крепления

Динамика движения на велосипеде зависит от многих факторов, в том числе и длины педальных рычагов. Размеры варьируются от 150 до 185 мм. Чем длиннее шатун, тем меньше частота педалирования и больше сила вытягивания, и наоборот. Эта закономерность помогает подобрать оптимальный размер для удобного катания.

На гонных велосипедах ставятся удлиненные рычаги более 177.5 мм, на трековых моделях предпочтительны укороченные детали. Традиционно длина шатунов на взрослый байк колеблется от 165 до 185 мм. Подростковые, детские и трековые модели оснащаются короткими рычагами размером от 150 до 177.5 мм. Диапазон 165 – 177.5 мм можно считать неким универсалом для всех моделей.

Тип шатунов по способу установки и демонтажа:

  • монолитные (односоставные) – рычаги интегрированы с валом каретки (BMX и детские модели);
  • двусоставные: правый шатун + ведущие звездочки, левый рычаг отдельно;
  • разборные: правый шатун крепится к звездам с помощью болтов, распространенная конструкция на большинстве моделей (можно разобрать систему и заменить только изношенные звезды или рычаги).

Крепление к валу каретки бывает:

  • под клин (ромб) – устаревшая конструкция встречается на старых моделях и детских велосипедах;
  • под квадрат – фиксация на квадратных наконечниках оси, подтяжка производится с помощью гаек внутри входной полости рычага, снаружи устанавливается пластиковая защита-пыльник (встречается на бюджетных дорожных велосипедах);
  • шестигранное – установка и фиксация шатунов с помощью шестигранного ключа (распространенная конструкция на скоростных моделях);
  • шлицевое: ось имеет сквозную полость, на креплениях к шатунам диаметр увеличен, рычаги сопряжены канавками с выступами на валу (шлицы) и затягиваются шестигранниками.

Какая резьба нарезается на шатунную пару и в какую сторону крутить съемник при разборке системы? Резьба на оба рычага правая: раскручивание против, закручивание – по часовой стрелке.

На внешней стороне рычага находится отверстие для педали. Традиционный размер ключа для снятия и установки – 15 мм. Резьба на педалях направлена только по ходу движения. В комплекте педали помечаются буквами R и L. Поставить левую педаль на правый шатун и наоборот не получится.

Демонтаж и установка шатунов

Зачем надо снимать шатуны? Причин может быть несколько:

  • поменять изношенные звезды на разборной системе;
  • переборка и ремонт каретки (снятие рычагов лишь предыстория);
  • подтягивание (эффективнее будет именно с полным снятием и установкой).

Трогать систему просто так не рекомендуется, хотя для тренировки в обслуживании велосипеда приветствуется. Главное ‒ потом правильно все установить на место.

Ход работы:
1.Снять защитную заглушку.

2.Вставить съемник внутрь полости и скрутить фиксирующую гайку. Если гайка идет плохо, сбрызнуть WD-40 или другой смазкой. В случае имбусового крепления подбираем соответствующий ключ.

3.Вставить съемник в шатун другим концом и ввинтить до упора в резьбу.

4.Закрутить болт инструмента при помощи гаечного ключа.

5.Шатун выдавится с вала.

6.Делаем все, что нужно, и приступаем к обратной установке.

7.Очистить и смазать место крепления рычага к оси каретки.

8.Надеть шатун на вал, вставить съемник и с усилием закрутить в обратную сторону.

9.Надеть фиксирующую гайку и заглушку.

Внимание! Закручивать максимально крепко, иначе при езде шатун будет люфтить.

Достаточно прозрачный вопрос, как снять шатуны, если под рукой имеется съемник. Гораздо интереснее этот процесс выглядит без использования этого инструмента.

Несколько кустарных методов:

  1. Скрутить фиксирующие болты и выкатить велосипед на прогулку. При длительном максимальном нагружении шатуны должны отвалиться сами. Правда, есть риск повредить крепления.
  2. Выбить молотком с отверткой. Наконечник обмотать мягкой тканью. Направлять удары по направлению «против часовой стрелки». Делать очень аккуратно, иначе можно повредить резьбу и подшипники каретки.
  3. Надрезать и сорвать крепление. Варварский метод для снятия неисправных деталей.

Какой из этих способов выбрать? Самое верное решение – купить новый съемник, тем более стоит он недорого.

Устройство системы достаточно простое, и поменять ее компоненты реально самостоятельно. Для снятия шатунов потребуется съемник и немного свободного времени. Немаловажную роль играет отслеживание состояния системы, чтобы вовремя поменять изношенные компоненты. Поэтому не забываем проводить визуальную диагностику своего велосипеда.

Снятие и установка шатунов, причины для демонтажа

Все велосипедисты однажды сталкиваются с вопросом смены шатуна. Его замена потребует от владельца хотя бы базового понимания этого вопроса. Как правильно его выбрать, с каким усилием затягивать, на какие характеристики следует прежде всего обращать внимание вовремя покупки?

Велосипедные шатуны – описание

Велосипедный шатун или педальный рычаг — своего рода связующее звено в передаче усилий на звездочку и каретку.

Вся резьба в велосипеде должна быть затянута не просто так, а с установленным усилием 34–50 Н*м. Материалы используют для производства различные: чаще алюминий, для недорогих моделей сталь, редко карбон и титан.

Форма разная, П-образная или с полостью в середине. Разберем общеизвестный параметр — это конечно длина. В основном измеряется она стандартно, между серединой каретки и педалями.

Ее значения стандартные:

  • размер 160–190 мм.
  • длина 170 мм.

Подбирают длину сообразуясь с ростом, маркой велосипеда, стилем езды. Низким необходимо подбирать короткие, высоким подлиннее. Для экстрима целесообразнее использовать короткие. Так просвет дорожный увеличится и зацепиться педалью за землю будет затруднительно.

Типы шатунов и способы их крепления

Динамика движения, конечно, обуславливается не одним фактором, один из них — это длина рычагов. Она колеблется 150–185 мм.

Например:

  • гоночные велосипеды примерно 177.5 мм;
  • трековые байки 160–185 мм;
  • подростковые 155–177.5 мм.;
  • универсальный диапазон для всех 165–177.5.
Читайте также  Как сделать чтобы стеклоподъемники работали без зажигания

Типы шатунов по методике установки и монтажу:

  • двусоставные — устанавливают правый вначале, ведущие звездочки,но левый ставят раздельно;
  • разборные —зафиксировать правый болтами к звездочкам;
  • не разборные, монолитные — объединены изначально с кареточным валом.

Крепеж к кареточному валу осуществляется по-разному:

  1. Квадрат — закрепление производится на квадратных осевых наконечниках. При помощи гайки подтянуть, находятся в середине входной полости самого рычага. Сверху можно установить защиту-пыльник.
  2. Клиновидный — встречается не часто, на детских велосипедах и устаревших моделях.
  3. Шестигранное — устанавливают на скоростных байках при помощи шестигранника.
  4. Шлицевое (зубчатое) — в середине оси находится сквозная полость. Его диаметр увеличен на креплениях, рычаги соединены канавками с выступами, затягиваем с усилием шестигранником. Лучше это сделать в несколько заходов.

Монолитные (односоставные)

  • Первый тип — объединяет вместе вал и оба шатуна.
  • Похожа на толстый металлический прут.
  • Сейчас эту конструкцию можно увидеть лишь на BMX.
  • Эта система тяжеловата, но зато прочная.
  • Конструкция литая, потому и специальные инструменты не потребуются. И не надо думать с каким усилием затягивать шатун.

Двухсоставные

  • Правый практически «впрессован» в кареточный вал (втулку со звездочкой).
  • Это одна деталь, левый фиксируется на втором конце вала, его стягивают болты.
  • Такой способ сборки еще недавно считали устаревшим и неинтересным.
  • Но в 2004 году возродили эту конструкцию заново на заводах Shimano. И усовершенствовали её до того, что она стала неузнаваемой кареткой и более крупными подшипниками.
  • Эту конструкцию сейчас используют и другие производителями.

Разборные

  • Самая распространенная система, имеет широкое применение на горных велосипедах.
  • Монтируются только в паре с 7, 8, 9 скоростными кассетами.
  • Разборные имеют 3 звезды.
  • Можно отдельно менять часть звездочек, что особенно актуально при их ремонте, износе.

Снятие и установка шатунов

При наличии нужных инструментов и опыта эту деталь можно поменять за 15 минут. Но если ни того, ни другого нет? Тогда есть проверенный способ, сдать свой байк в ближайшую мастерскую. Это надежно и не надо думать с каким усилием затягивать шатун.

Не бесплатно, но сделают все в лучшем виде. Многие умельцы пытаются сделать ремонт самостоятельно без инструментов, а просто подручными средствами. В итоге можно повредить не только деталь, но и кареточный узел и раму.

Причины для демонтажа

Основные причины для демонтажа:

  • замена изношенных звездочек (при разборной системе);
  • текущий ремонт каретки, его периодическая регулировка;
  • затягивание шатунов, процедура более эффективна со снятием;
  • механическое повреждение;
  • после дождя может попасть песок в шатун-вал.

Порядок действий

Эту процедуру придется осуществлять для затягивания или при износе звезд, поэтому это необходимо знать всем:

Снимаем или скручиваем пыльник.

Исходя из системы крепления, необходимо использовать подходящий съемник, скручиваем гайки. Если она не поддается или идет туго, используем смазку WD-40, жидкость БСК немного подождите.

Понадобится:

  • шлицевое соединение — шестигранник 10;
  • квадратное соединение — шестигранник 8;
  • накидной ключ —14.

Взять съемник, аккуратно вывернуть шатун, пока он не выдавится с каретки. Действуйте осторожно, не сорвите резьбу.

Очищаем, хорошо смазываем, или если необходимо производим замену. Проверьте и убедитесь, что все надежно зафиксировано, в противном случае люфта во время поездки не избежать.

Установка производится в обратном порядке:

  • очистить все места соединения от грязи, смазать смазкой, но не много чтобы она не вылезла и не налипала на нее грязь;
  • на правый натяните цепь, затем наденьте деталь на ось, сначала с небольшим усилием закрутите винт, подтяните если нужно;
  • наденьте правый, не перепутайте местоположение;
  • установите заглушки и оденьте цепь на звездочку.

Не забываем:

  • квадратном соединении — необходимо убрать накладку-переходник;
  • шлицевом — накладку наоборот, необходимо надеть.

С каким усилием затягивать шатуны?

Производители всегда обозначают в спецификации числовое значение момента затяжки т.е. с каким усилием затягивать шатуны. Придерживайтесь только этого значения, ни больше ни меньше. Усилие затяжки болта 34–50 Н*м., но многое зависит от марки.

Чтобы соединения не расшатывались, их необходимо затягивать не слабо, но и не сильно, что бы не было деформации или обрыва крепежа. Усилие в резьбе можно по традиции охарактеризовать — моментом затяжки. Чтобы создать это усилие и повысить контроль, применяют динамометрический ключ (съёмник).

Чтобы не ошибиться в значимости момента затяжки, сделать их более точными нужно делать измерения на чистой резьбе. Потому что трения в резьбе могут существенно извратить данные динамометрического ключа. Если резьба не держится, при значении затяжки, прописанном в инструкции, стоит применить различные уплотнители резьбы.

Шатун — это деталь, на которую приходится одна из самых основных нагрузок при передвижении. Поэтому стоит всегда следить за его состоянием и вовремя менять изношенные запчасти. Главное знать с каким усилием затягивать шатун на велосипед.

Разборка и сборка шатунно-поршневой группы, двигателя объёмом 1.8

Разборка крышки шатуна

Расположите снятые детали (шатуны, крышки шатунов, вкладыши шатунных подшипников) в порядке их соответствия номерам цилиндров, чтобы обеспечить последующую правильную сборку.

Рис. 2.125. Компоненты поршня и шатуна

Отверните болты крепления крышки шатуна, затем снимите крышку шатуна и нижний вкладыш шатунного подшипника.

Вытолкните поршень и шатун в сборе из блока цилиндров в направлении к поверхности под прокладку головки цилиндров.

Разборка и сборка узла поршня и шатуна (снятие и установка поршневого пальца)

Рис. 2.126. Разборка узла поршень-шатун

С помощью специальных инструментов (09234-33001 и 09234-33002) выполните разборку и сборку узла поршня и шатуна (рис. 2.126).

Поршневой палец запрессован в верхнюю головку шатуна, и поршень скользит по нему.

Набор специальных инструментов состоит из основания с подставкой и вставками, направляющих, переходников, штока-толкателя для снятия и штока-толкателя для установки. При снятии или установке поршневого пальца поршень удерживается на основании приспособления. Направляющие приспособления облегчают позиционирование поршневого пальца при его снятии и установке, когда шатун опирается на вставки подставки.

Рис. 2.127. Извлечение пальца с помощью пресса

Для снятия поршневого пальца уложите поршень на основание и расположите шатун на вставке подставки. Вставьте шток-толкатель (для снятия) через дугу верхней части основания в поршневой палец и извлеките палец с помощью пресса (рис. 2.127).

При установке нового пальца необходимо установить соответствующую вставку подставки для поддержки шатуна.

Расположите верхнюю головку шатуна внутри поршня. С одной стороны поршня вставьте соответствующую направляющую через поршень и шатун, затем слегка осадите направляющую от руки, чтобы она удерживалась поршнем. С другой стороны поршня вставьте поршневой палец и уложите вместе поршень и шатун на основание приспособления так, чтобы направляющая пальца была снизу.

Рис. 2.128. Направляющая центрирования шатуна

ПРИМЕЧАНИЕ

Направляющая необходима для центрирования шатуна относительно бобышек поршня. Если сборка выполнена правильно, то направляющая пальца будет стоять точно по центру отверстия дуги верхней части основания и касаться вставки подставки. Если используется направляющая пальца неправильного размера, то поршень (и шатун) и поршневой палец не будут находиться на одной оси с отверстием основания (рис. 2.128).

Рис. 2.129. Схема запрессовки пальца в поршень и верхнюю головку шатуна

Вставьте шток-толкатель (для установки) через отверстие дуги верхней части основания до упора в переходник на поршневом пальце и с помощью гидравлического пресса заведите палец в поршень и верхнюю головку шатуна. Продолжайте запрессовку до момента, когда направляющая пальца упадет снизу основания и шток-толкатель упрется в дугу верхней части основания (рис. 2.129).

Не превышайте усилия 12 500±5000 Н при запрессовке поршневого пальца в момент, когда шток-толкатель упрется в дугу верхней части основания.

Проверка поршня и поршневого пальца

Проверьте каждый поршень на отсутствие царапин, задиров, износа и других дефектов. Замените поршень при наличии дефектов.

Проверьте каждое поршневое кольцо на отсутствие изломов, повреждений или значительного износа. Замените дефектные кольца. При необходимости замены поршня одновременно следует заменить его поршневые кольца.

Убедитесь, что поршневой палец входит в бобышки поршня. Замените поршень и поршневой палец комплектом при наличии дефектов. При комнатной температуре под нажимом руки поршневой палец должен легко входить в отверстие поршня.

Проверка поршневых колец

Рис. 2.130. Проверка торцевого зазора компрессионного кольца

Измерьте зазор между компрессионным кольцом и канавкой поршня (рис. 2.130).

Если измеренный зазор превышает предельно допустимое значение, установите новое поршневое кольцо и повторно измерьте зазор. Если измеренный зазор снова превышает предельно допустимое значение, замените поршень и кольца в сборе. Если измеренный зазор меньше предельно допустимого значения, замените только поршневые кольца.

Значения зазора между поршневым кольцом и канавкой поршня приведены ниже.

компрессионное кольцо №1 – 0,04–0,08 мм;

компрессионное кольцо №2 – 0,03–0,07 мм.

Предельно допустимое значение:

компрессионное кольцо №1 – 0,1 мм;

компрессионное кольцо №2 – 0,1 мм.

Рис. 2.131. Проверка зазора в замке поршневого кольца

Для измерения зазора в замке поршневого кольца установите поршневое кольцо в отверстие цилиндра (рис. 2.131).

Расположите кольцо под прямым углом к образующей стенки цилиндра, осторожно перемещая его вниз с помощью поршня.

Рис. 2.132. Измерение зазора в замке поршневого кольца

Измерьте зазор в замке кольца плоским щупом (рис. 2.132).

Если измеренный зазор превышает предельно допустимое значение, замените поршневое кольцо.

Значения зазора в замке поршневого кольца приведены ниже.

компрессионное кольцо №1 – 0,23–0,38 мм;

компрессионное кольцо №2 – 0,45–0,60 мм;

маслосъемное кольцо – 0,2–0,6 мм.

Предельно допустимое значение:

компрессионные кольца №1 и №2 – 1,0 мм;

маслосъемное кольцо – 1,0 мм.

При замене поршневых колец без расточки цилиндров в ремонтный размер проверяйте зазор в замке кольца в точке, расположенной в нижней части цилиндра (зона наименьшего износа).

ПРИМЕЧАНИЕ

Идентификационная метка ремонтного размера расположена на верхней части поршневого кольца около замка кольца.

Рис. 2.133. Пазы вкладышей в крышке шатуна и шатуне

При установке крышки шатуна убедитесь, что метки номера цилиндра (сделанные при разборке) на шатуне и крышке шатуна совпали. При установке нового шатуна убедитесь, что фиксирующие пазы вкладышей в крышке шатуна и шатуне расположены с одной стороны (рис. 2.133).

Замените шатун при наличии повреждения торцевой поверхности верхней или нижней головок. Если присутствует изгиб или скручивание шатуна или поверхность отверстия под поршневой палец в верхней головке шатуна значительно изношена, замените шатун.

Сборка

Рис. 2.134. Установка расширителя маслосъемного кольца

Установите расширитель маслосъемного кольца (рис. 2.134).

Рис. 2.135. Схема установки верхнего скребка маслосъемного кольца

Установите верхний скребок маслосъемного кольца. Для установки скребка сначала установите один конец скребка между расширителем и канавкой поршня, затем, удерживая конец скребка, нажимайте пальцем на скребок, чтобы завести его в канавку, как показано на рисунке 2.135.

ВНИМАНИЕ

Не применяйте экспандер поршневых колец при установке скребков маслосъемного кольца.

Рис. 2.136. Установка нижнего скребка маслосъемного кольца

Установите нижний скребок маслосъемного кольца в соответствии с предыдущей процедурой (рис. 2.136).

Нанесите моторное масло на поршень и канавки поршня под кольца по всей окружности.

С помощью экспандера поршневых колец установите компрессионное кольцо №2.

Рис. 2.137. Схема установки компрессионного кольца №1

Установите компрессионное кольцо №1 (рис. 2.137).

Рис. 2.138. Схема замков компрессионных колец

Расположите замки колец как можно дальше друг от друга. Убедитесь, что замок какого-либо кольца не находится на оси поршневого пальца или перпендикулярном данной оси направлении (рис. 2.138).

С помощью специального приспособления надежно зафиксируйте поршневые кольца на поршне перед установкой поршня в сборе в цилиндр.

Установите верхние вкладыши коренных подшипников в блок цилиндров.

Рис. 2.139. Установка нижнего вкладыша коренного подшипника в крышку шатуна

Установите нижние вкладыши коренных подшипников в крышки шатунов (рис. 2.139).

При установке убедитесь, что «передняя» метка на поршне и «передняя» идентификационная метка на шатуне направлены к передней части двигателя (к ремню привода ГРМ).

При установке нового шатуна убедитесь, что фиксирующие пазы вкладышей на шатуне и крышке шатуна расположены с одной стороны.

При сборке болты крепления крышек шатунов следует затягивать, используя угловой метод затяжки, следующим образом:

– нанесите масло на резьбу гаек крепления и места контакта шатуна гаек и болтов.

– затяните болты крепления крышек шатунов номинальным моментом затяжки.

Момент затяжки гаек крепления крышек шатунов: 50–53 Н·м.

ВНИМАНИЕ

Не устанавливайте повторно бывшие в эксплуатации (снятые при разборке) болты крепления крышек шатунов.

При установке новых болтов крепления крышек шатунов не затягивайте их более трех раз.

Проверьте боковой зазор между нижней головкой шатуна и соответствующей щекой коленчатого вала.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector