Что такое типтроник в автомобиле - АВТОМОБИЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

Что такое типтроник в автомобиле

Что такое типтроник в автомобиле

Если еще недавно можно было утверждать, что любой типтроник – это автомат, но не каждый автомат является типтроником, то сегодня АКПП в чистом виде редко можно встретить на новых автомобилях. Другими словами, из вида трансмиссий типтроник модифицировался в основную функцию практически любой автоматической коробки передач. Дальше мы расскажем о том, что такое типтроник в автомобиле более подробно.

Что такое типтроник в машине и как он появился?

Чтобы ездить на авто в различных режимах была создана трансмиссия. Именно благодаря ней передается крутящий момент к колесной группе. Современные авто оборудованы механическими и автоматическими коробками. Водители авто, которые хотят полностью управлять процессом вождения – выбирают механическую коробку передач МКПП, другие же предпочитают автоматическую коробку передач (АКПП).

Для того чтобы на авто с АКПП можно было руководить динамикой во время торможения, при поворотах, ускорении, переключении пониженной передачи, была добавлена функция типтроник. Большинство автолюбителей думают, что это отдельный прибор, который представлен новой трансмиссией. Но это ошибочное мнение.

Изначально система применялась для спортивных автомобилей. Название было запатентовано компанией Porsche, выпустившей в 1990 году первый автомобиль с АКПП и возможностью ручного управления передачами. В дальнейшем это нововведение стали использовать и другие предприятия, прозвав его тач-троник, эспатик, стептроник. Название типтроник стало окончательным вариантом, которым пользуются по настоящее время. Система стала активно применяться в роботизированных коробках, а также вариаторах. Сегодня это название больше подразумевает любую АКПП, которая предусмотрена функцией регулировки переключения передач вручную.

Как пользоваться коробкой типтроник

Рычаг автоматической коробки передач с типтроником

Обычно управление типротроником выполняется при помощи рычага автоматической коробки передач. Но, некоторые модели могут быть оснащены подрулевыми переключателями или кнопками на руле.

Чтобы запустить функцию ручного переключения нужно сделать следующее:

  • Передвинуть рычаг КПП в правую или левую сторону, затем, этим же рычагом можно двигать вперед-назад, переключаясь на повышенную или пониженную передачу.
  • Если автомобиль оснащен подрулевыми переключателями или кнопками с обозначениями «+» и «-». То выполнять ручное переключение нужно именно с их помощью.

Если же водитель не будет пользоваться типтронником, то система будет функционировать в автоматическом режиме, как и обычная коробка автомат.

Читайте также: Коробка передач DSG : что это такое?

Как работает типтроник

В основу автоматической трансмиссии заложен принцип планетарной передачи, а в секвентальных коробках функционирует последовательный комплект шестерен, позволяя осуществлять большой крутящий момент и переносить высочайшие нагрузки, благодаря жесткой связи. Как соединить два принципа в одном приборе? Никак. Поэтому за основу взяты «автомат» и усиление планетарных шестерен для обеспечения жесткой связи с каждой передачей посредством гидротрансформатора. Теперь обладатель такого авто может испытать на себе ощущения, которые схожи с управлением секвентальной трансмиссией, толкая рычаг вверх, водитель посылает сигнал электронике для переключения на высшую передачу, а перемещая вниз – на пониженную. Для этого следует перебросить рычаг в определенное положение. Таким образом, все типтроники управляются электроникой.

Видео о типтронике

Читайте также: Коробка передач CVT — что это такое?

Плюсы и минусы типтроника

Кнопки управления типтроником на руле

Система типтроник становится популярнее с каждым днем. На современных авто почти в каждой установлены коробки автомат с ручным управлением. Причиной являются следующие преимущества системы:

  • Водитель всегда может переключиться в ручное управление в непредвиденных ситуациях, к примеру, при торможении мотором, вручную понижая передачу. Это минимизирует вероятность заносов на поворотах, особенно на скользкой дороге.
  • Система безопасна для обгонов, она не дает автомату переключиться на высокую скорость.
  • Если транспорт оборудован зимним режимом, то система типтроник позволяет трогаться по дороге, покрытой льдом, со второй передачи, избегая пробуксовок.
  • Автоматические коробки не совсем любят бездорожье, но переключившись в ручной режим, можно спокойно передвигаться по неровностям.
  • Все модели, оборудованные типтроником, имеют интегрированную систему защиты, которая контролирует ручное переключение и не дает двигателю выйти из строя. На МКПП данная функция отсутствует.
  • Экономичное потребление топлива, если сравнить с обычной АКПП.

Коробки с типтроником имеют и свои недостатки. Из-за введения функции ручного управления увеличились габариты и вес конструкции. Передачи активизируются с некоторой задержкой.

В целом функция типтроник позволяет опытному водителю управлять динамикой авто, сохраняя все достоинства АКПП.

Что такое Типтроник и как эта функция работает Источник: avtoaziya.ru/avtotekhnologii/378-tiptronic.html

Не отходя далеко от кассы, добавим еще одну статью

«Многие думают, что существует всего два вида КПП – механика и автомат. Но на самом деле это мнение ошибочно, существуют и другие виды, просто эти два вида трансмиссий встречаются чаще всего. Как у механической коробки, так и у коробки автомат есть как свои плюсы, так и минусы. Бытует мнение, что автомобили с коробкой автомат чаще всего выбирают женщины, так как управлять ей намного проще. У мужчин сложилось свое мнение на этот счет, они считают, что с механикой лучше чувствуешь автомобиль, нежели с автоматом.

За время существования коробки автомат было предпринято множество попыток соединить ее с механической коробкой. В результате предпринятых усилий получилась коробка полуавтомат. Но на этом эксперименты не закончились, в результате чего появился еще один вид – это коробка автомат смешанного типа – Tiptronic, которая дает возможность вручную переключать передачи на автоматических коробках различных конструкций.
Функция типтроник реализуется следующим образом, водитель производит необходимую манипуляцию селектором, подавая сигнал специальному блоку, который определяет можно ли в данной ситуации выполнить данную команду без ущерба для коробки передач. В результате чего принудительное переключение передачи может осуществиться только в том случае, если программа установит, что включаемая вами передача соответствует требуемому диапазону скоростей.

Еще одна важная деталь типтроника, это функция, которая автоматически переключает автомобиль с ручного управления на автоматический с учетом того, что какое-то время ручное управление использоваться не будет. Еще АКПП в целях безопасности самостоятельно переключается при слишком высоких оборотах на повышенную передачу, а при слишком низких на пониженную.

Для включения функции типтроник в наличии должна быть еще одна кулиса, по которой перемещается рычаг коробки передач, тоесть кроме основного паза для автоматической коробки с позициями (P, R, N, D) существует еще один дополнительный связный с ним паз. Такой паз обычно находится в центре, в котором селектор можно передвигать вперед и назад, в положение плюс (+) или минус (-), то есть повышать или понижать передачу. Так же управлять типтроником можно с помощью подрулевых лепестков или с помощью кнопок (в современных моделях автомобилей).

Автоматическая коробка с типтроник – ее плюсы и минусы.
АКПП с типтроником, это, по сути, автоматическая коробка передач со всеми преимуществами механической, а водитель уже сам выбирает, какой режим управления ему более удобен.
Еще одно преимущество типтроник, это возможность быстрого перехода с автоматического режима на ручной и наоборот. Причем в данной ситуации взаимодействие с трансмиссией идет напрямую в обход бортового компьютера. Часто на дороге возникают ситуации, когда необходимо сделать торможение двигателем, коробка автомат в данном случае бессильна, а с типтроником это возможно.

К тому же трансмиссия с типтроником оснащена умной системой защиты, которая следит за работой ручного управления коробкой, чтобы вы не смогли нанести вред двигателю. Очень часто типтроник встречается на автомобилях с приставкой Спорт, а все потому, что данный механизм дает возможность включать следующую передачу при высоких оборотах.

Конечно преимущество типтроник по сравнению с другими коробками передач на лицо. Но данная система так же не исключение и имеет свои слабые стороны. Во-первых, такая АКПП довольно грузная и массивна. Во-вторых, переключение между передачами происходит с некоторой задержкой, особенно при скорости, менее 100 км/час. Задержка на разных автомобилях может составлять от 0,1 до 0,7 секунд. Конечно, на современных КПП этот дефект практически исключен, паузу удалось снизить до минимума.

Первый автомобиль (тогда еще Типтроник считалась новинкой) был немецкий Porsche 911 выпущенный в 1990 году. Компания Porsche AG сразу же зарегистрировала торговую марку Типтроник, так как данный принцип работы автоматической коробки передач сразу же стали перенимать другие автомобильные марки Chrysler и BMW, но им уже пришлось придумывать для своих изобретений другое название.

На автомобилях Audi система Tiptronic была впервые установлена на модели A6 с 2,5-литровым двигателем V6. Затем в 2001 году в продажу поступили автомобили с 5-ти скоростной коробкой типтроник, а нестандартным дополнением для данной системы стал режим Sport. Так же на Audi A6 было установлено и новое рулевое колесо с функцией типтроник, кнопки переключения находились прямо на руле, чтобы водитель не отвлекался на переключение передач с помощью кулисы.

Появилась возможность переключения одним нажатием пальца, не отрывая рук от руля. Это удобное дополнение значительно экономит время, особенно при совершении обгона. Одним словом использовать типтроник в городских условиях очень удобно, причем как мужчинам, чтобы они чувствовали машину, так и женщинам, которые так не любят производить манипуляции с рычагом МКПП. А если у вас в семье это единственный автомобиль, то это и вовсе самый оптимальный вариант. Но и, пожалуй, главный плюс данной системы это экономия топлива, по сравнению с механикой коробка с типтроником намного экономичнее.»

Что такое типтроник в автомобиле — плюсы и минусы

Трансмиссия служит для передачи вращательного момента на ходовую часть автомобиля. Впервые для этих целей применили механическую коробку передач (МКПП), позже ее заменила автоматическая (АКПП). В наше время производители уже редко выпускают ТС с классическим автоматом, отдавая предпочтение модифицированной АКПП. Типтроник, что это такое, какие у него плюсы и минусы, рассмотрим ниже

  1. Что такое типтроник в машине, и как он появился
  2. Устройство и принцип работы типтроник
  3. Преимущества Tiptronic
  4. Как пользоваться коробкой типтроник
  5. Отличия АКПП типтроник от вариатора
  6. Сравниваем типтроник в коробке автомат и механическую коробку
  7. Какое масло используют для заливки в типтроник
  8. Через сколько меняют масло
  9. Обслуживание и увеличение срока эксплуатации
  10. Поломки и ремонт
  11. Отрицательные стороны модифицированной коробки передач

Что такое типтроник в машине, и как он появился

Типтроник — это функция автоматической трансмиссии. Водитель использует ее по своему усмотрению, когда необходимо ускориться или переключиться вниз на одну передачу. Автомобилисту становится доступным управление динамикой во время торможения, обгонов и поворотов.

Первое появление термина Tiptronic зафиксировано в документах ZF Friedrichshafen AG. Эта компания является признанным знатоком в создании трансмиссионных устройств. Ее инженеры сконструировали коробку, где были совмещены автомат и механика. Заказчиком стал автопроизводитель «Porsche», выпускавший автомобили с такой КПП с 1990 по 1998 год. Tiptronic от ZF не стал новинкой автомобильной индустрии. Он был лишь модернизацией классического автомата, который выпускали уже около 10 лет.

По заказу «Porsche» АКПП стала полностью управляться электроникой. В конструкции коробки больше не было обгонных муфт, а гидротрансформатор мог блокироваться на всех 4 передачах. Цель этих изменений состояла в возможности жесткой связи между ведущими колесами и двигателем на каждой передаче.

Установкой КПП с функцией типтроник практически сразу стали заниматься другие автогиганты, такие как Крайслер, БМВ. Компания Ауди производила модели с quattro tiptronic, которые получили большую популярность.

На моделях Cayenne, Panamera до сих пор устанавливаются новые модификации коробок с типтроником. Однако постепенно они вытесняются роботизированными КПП.

Устройство и принцип работы типтроник

Модернизированной коробкой водитель может управлять сам, если переведет рычаг в соответствующее положение. На селекторе могут находиться от 1 до 3 переключателей. Первый включает режим, а второй и третий предназначены для активации пониженной и повышенной скорости. После нажатия водителем переключателя в ЭБУ отправляется сигнал, запускающий алгоритм программы по смене передач.

Коробка с типтроником может работать в 2 режимах: автомат или ручное управление. Во втором варианте предусмотрено не только ограничение АКПП на использование диапазона скоростей, но и принятие водителем решения о включении нужной передачи.

В автоматическом режиме имеются все те же положения: D, N, R, P. Но с боковой стороны расположено специальное ответвление для ручного режима. Ручное управление коробкой передач становится доступным при переводе рычага селектора в этот вырез. Регулировка скоростей осуществляется перемещением рычага в позицию «+» либо «-». Чтобы выйти из функции Tiptronic, надо переместить селектор в положение «драйв».

Преимущества Tiptronic

Система типтроник обладает следующими преимуществами:

  1. Автомобилисты могут перейти на ручное управление трансмиссией в непредвиденной ситуации, например, когда необходимо произвести остановку двигателем или быстро понизить передачу. Ручной режим позволяет избежать заноса на повороте, особенно на скользком участке дороги.
  2. КПП с типтроником безопасна при обгонах, т.к. блокирует автомат на включение высокой передачи.
  3. Если в автомобиле предусмотрен зимний режим, то на заледеневшей дороге можно начинать движение на второй скорости, не допуская пробуксовки колес.
  4. Ручной режим типтроника позволяет перемещаться по неровным участкам. На автотранспорте с классическим АКПП ездить по бездорожью не рекомендуется.
  5. Трансмиссия с функцией Tiptronic обладает интегрированной защитной системой. Она ведет контроль за ручным переключением, оберегает двигатель от перегрузок. На механических коробках этого не предусмотрено.
  6. Топливо расходуется экономичнее (по сравнению с АКПП).

Из-за наличия функции ручного управления увеличился вес конструкции и ее габариты, переключение передач осуществляется с небольшой задержкой. Зато опытные автомобилисты имеют возможность управлять динамикой машины при сохранении преимуществ автоматической коробки.

Как пользоваться коробкой типтроник

Для запуска функции необходимо:

  1. Рычаг перевести в специальный паз, который может находиться на селекторе как с правой, так и с левой стороны.
  2. Для перехода на повышенную передачу сдвинуть рычаг в положение «+». Для снижения скорости выбрать «-».

В некоторых моделях переключаться между режимами можно подрулевыми лепестками. Установленная в текущий момент времени передача отображается на панели приборов.

Отличия АКПП типтроник от вариатора

Необходимость в автоматической коробке появилась тогда, когда в условиях городского движения понадобилось повысить уровень комфорта для водителей. Им больше не надо было отвлекаться на управление передачами, за них все делало ЭБУ. Однако все равно оставались ситуации, когда требовалось вручную сменить передачу. Поэтому некоторым автомобилистам автомат скорее мешал.

Вариатор — это разновидность автоматической АКПП. Но между ним и типтроником большое различие, поскольку вариатор является бесступенчатой коробкой. Она позволяет автомобилю плавно разгоняться, при этом рывки, подергивания и провалы отсутствуют.

По сравнению с типтроником у вариатора есть большой минус, который заключается в передаточном звене нагрузки. В большинстве вариаторных коробках установлены ремни, которые отвечают за выбор оптимального режима передвижения. Они быстро изнашиваются, если водители не соблюдают рекомендации автопроизводителей. Вариатор требует аккуратной езды и ограничения нагрузок. Запрещается допускать сильное буксование, перевозить тяжелый груз, использовать прицепы.

Сравниваем типтроник в коробке автомат и механическую коробку

Управление машиной с МКПП полностью лежит на водителе. Он сам переключает скорости и контролирует весь процесс передвижения. Минусом механики является малая целесообразность ее использования в условиях города, ведь из-за светофоров, постов ДПС разогнаться не получается. Долгое стояние в пробках утомляет, т.к. даже небольшое продвижение вперед требует от водителя переключения передачи. Многим автомобилистам МКПП только мешает, заставляя дергать постоянно рычаг, выжимать сцепление и терять концентрацию на дороге.

Типтроник предназначался для объединения двух вещей: комфорт автомата и достоинства механики. Автолюбитель, который управляет машиной с типтроником, испытывает те же ощущения, что и при вождении автомобиля с секвентальной МКПП. Причем ему совсем не нужно иметь навыки управления подобной трансмиссией, как пилотам «Формулы-1».

Какое масло используют для заливки в типтроник

Каждому транспортному средству соответствуют свои показатели вязкости, высшего и низшего значения температуры кипения трансмиссионной жидкости. Поэтому точные данные о том, какое масло надо заливать в коробку, следует искать в технической документации на автомобиль.

Если автовладелец не может по каким-либо причинам ознакомиться с инструкцией, то лучше обратиться за консультацией к квалифицированным консультантам дилерских центров.

Через сколько меняют масло

Производители рекомендует заменять масло в трансмиссии с типтроником через каждые 60000 — 80000 км. Однако многие опытные автомобилисты советуют менять рабочую жидкость в 2 раза чаще. Решение всегда остается за собственником автотранспорта, но главное регулярно проходить ТО и обновлять расходники.

Обслуживание и увеличение срока эксплуатации

Несмотря на то что типтроник подготовлен для активной манеры вождения, нельзя злоупотреблять такой возможностью. Ведь зафиксировано немало случаев, когда в результате всего одной гонки по ночному городу коробка ломалась и не подлежала восстановлению.

Если регулярно проходить техосмотр и выполнять инструкции производителя, то типтроник будет служить долго и принесет массу положительных эмоций водителю. При игнорировании возникающих неполадок владельцу придется оплатить дорогостоящий ремонт и стать на какое-то время пешеходом.

Правильное обслуживание автомобиля с типтроником сводится к использованию только качественного топлива, своевременной замене рабочих жидкостей.

Поломки и ремонт

К самым распространенным неполадкам типтроника относятся:

  • сбои в электронном блоке управления;
  • проблемы с трансмиссионным маслом;
  • механический износ деталей (например сальника, масляного насоса).

Большинство проблем с типтроником устраняются сотрудниками автосервиса. Заниматься самостоятельным ремонтом производители не рекомендуют.

Отрицательные стороны модифицированной коробки передач

К недостаткам типтроника можно отнести:

  • отсутствие возможности прочувствовать все преимущества механической КПП;
  • дорогостоящие профилактика и ремонт;
  • стоимость.

Автомобили старше 7 лет часто сталкиваются с проблемами с коробками типа типтроник. В большинстве случаев причина одна — сильный износ трущихся частей устройства.

Как работает Типтроник АКПП

Коробка автомат сегодня является сегодня одним из самых востребованных типов трансмиссии на автомобилях разного класса. При этом существует несколько видов автоматических коробок передач (гидромеханическая АКПП, роботизированная и вариатор CVT).

Примечательно то, что для удобства производители оснащают КПП, причем независимо от типа, похожими функциями и режимами. Например, спортрежим, зимний режим, режим экономии топлива и т.д. В этой статье мы поговорим о том, что такое Типтроник АКПП.

АКПП Tiptronic

В большинстве случаев современные автоматические трансмиссии имеют возможность ручного переключения передач, однако так было не всегда. Так вот, Типтроник (Tiptronic) является запатентованным торговым названием данной технологии.

Режим Tiptronic впервые появился на АКПП в 1989 г., разработчиком является немецкий автогигант Porshe. С самого начала создавался данный режим для спортивных авто, чтобы добиться наиболее высокой скорости переключения передач благодаря минимальному смещению селектора (по сравнению с обычной МКПП).

Не трудно догадаться, что с учетом всех преимуществ, после появления Типтроник на спортивных авто, позже эта функция стала доступна и на гражданских моделях. Автомобили концерна VAG с АКПП (Volkswagen , Audi, Porshe, Skoda и т.д.), а также роботизированной трансмиссией DSG или вариатором получили данную функцию под названиями Tiptronic, S-Tronic (Tiptronic S), Multitronic.

Также следует добавить, что данная функция с учетом всех ее преимуществ активно используется и другими производителями. Например, на различных моделях BMW она обозначена как Steptronic (Стептроник). Так или иначе, но среди рядовых обывателей любую коробку автомат с возможностью ручного переключения передач обычно принято называть Типтроник, причем независимо от производителя АКПП.

Как работает Типтроник коробки-автомат

Сразу отметим, обозначение Типтроник часто понимается как особая уникальная конструкция АКПП. На самом деле это не так. Фактически, Tiptronic является режимом автоматической коробки передач применительно к классическим автоматам, роботам или вариаторам. Другими словами, речь идет всего лишь о дополнительной функции ручного переключения передач на АКПП.

Как правило, в месте расположения рычага селектора кроме стандартных режимов ( P-R-N-D) еще имеется отдельный паз с обозначениями «+» и «-» на панели. Дополнительно может присутствовать литера «M» (Manual, ручной). Такие же обозначения можно увидеть на подрулевых лепестках (в случае их наличия). Еще на рычаге селектора может быть выполнена отдельная кнопка в виде «качельки».

В любом случае, «+» и «-» указывает на возможность понизить и повысить передачу путем перемещения рычага селектора, нажатием на подрулевой лепесток или соответствующую кнопку на рычаге. Выбранная передача также отображается на панели приборов.

Если просто, сама функция Типтроник «зашита» в электронный блок управления АКПП, то есть нет никакой прямой механической связи селектора с коробкой передач по аналогии с МКПП. За работу режима отвечают специальные переключатели.

В селекторе АКПП может быть установлен 1, 2 или 3 переключателя, что будет зависеть от особенностей конструкции. Если рассматривать схему с тремя такими элементами, один переключатель необходим для активации режима, второй используется для перехода на повышенную передачу, а третий для понижения передачи.

После включения ручного режима, соответствующие сигналы поступают от переключателя в ЭБУ коробкой, где специальная программа начинает работать по заданному алгоритму. При этом за переключения передач отвечает блок управления.

Читайте также  Как работает иммобилайзер в автомобиле

Еще существует схема, когда после нажатия на подрулевые лепестки система сразу автоматически переводит коробку в ручной режим, то есть исключается необходимость каких-либо дополнительных манипуляций с рычагом селектора АКПП. Если же водитель определенный промежуток времени не использует ручное переключение, система переведет коробку обратно в полностью автоматический режим

Еще добавим, что реализация функции Tiptronic на бесступенчатом вариаторе CVT (например, Multitronic) представляет собой определенные запрограммированные передаточные числа, так как физические «ступени» в коробках передач данного типа попросту отсутствуют.

Плюсы и минусы Типтроник

Если говорить о преимуществах АКПП с Типтроником, тогда следует отметить следующее:

  • Типтроник лучше при обгонах по сравнению с режимом кик-даун, так как при переходе в ручной режим не происходит переключения на повышенную передачу;
  • Наличие Tiptronic позволяет лучше контролировать автомобиль в экстренной ситуации (например, появляется возможность активно пользоваться приемом торможения двигателем в гололед);
  • Ручной режим АКПП позволяет тронуться со второй передачи без пробуксовки колес, что незаменимо при движении по бездорожью, грунтовым дорогам, по грязи, снегу, песку, на льду и т.д.;
  • Также Типтроник позволяет опытному водителю экономить горючее (особенно в сравнении с АКПП без такой функции);
  • Если водитель практикует агрессивный стиль езды, однако стремится приобрести машину с автоматом, тогда Типтроник можно считать оптимальным вариантом, так как это компромисс между АКПП и МКПП.

Еще можно отметить, что постоянная агрессивная езда, которая становится вполне возможной в ручном режиме, может значительно сократить ресурс АКПП, ДВС, а также других агрегатов и узлов автомобиля.

Подведем итоги

Как видно, благодаря постоянному совершенствованию и расширению функциональности, на современных АКПП можно встретить много дополнительных режимов (например, режим Overdrive, спортрежим АКПП, экономичный, зимний и т.д.). Также часто встречается ручной режим коробки автомат, который обычно принято называть Tiptronic.

Данный режим удобен, при этом сегодня многие производители предлагают его не в качестве отдельной опции, а «по умолчанию». Другими словами, на конечную стоимость автомобиля наличие данной функции практически не влияет.

С одной стороны, такая особенность является защитой АКПП и двигателя, однако с другой водитель все же не имеет полного контроля над трансмиссией (как в случае с МКПП).

Так или иначе, даже с учетом некоторых недостатков, Типтроник является полезной функцией, которая значительно расширяет возможности при управлении автомобилем с автоматической коробкой передач, а также позволяет в ряде случаев задействовать весь потенциал ДВС при такой необходимости (резкий старт, динамичная езда, затяжные обгоны, сложные дорожные условия и т.п.).

Можно ли буксировать автомобиль с коробкой «автомат»: основные правила и рекомендации. Что нужно учитывать, если автомобиль с АКПП буксирует другую машину.

Почему коробка-автомат пинается, дергается АКПП при переключении передач, в автоматической коробке возникают толчки рывки и удары: основные причины.

Режим O/D АКПП: что означает овердрайв, для чего нужна кнопка overdrive на АКПП. Как пользоваться режимом овердрайв на автомобиле с автоматической коробкой.

Управление автомобилем с АКПП: как пользоваться коробкой — автомат, режимы работы автоматической коробки, правила использования данной трансмиссии, советы.

Селектор автоматической коробки передач: основные функции. Виды селекторов АКПП: подрулевой, кнопочный, напольный. Неисправности селектора коробки автомат.

Гидротрансформатор АКПП (конвертер крутящего момента, ГДТ). Назначение, устройство гидротрансформатора, принцип работы и особенности.

Что такое типтроник в АКПП и как он работает?

Подавляющее большинство автоматических коробок, устанавливаемых на современные легковые авто, имеет режим ручного переключения скоростей под названием Tiptronic. Производителем первых агрегатов, наделенных подобной функцией, стала именитая немецкая компания Porsche, которая и ввела в обиход этот термин. Цель данной публикации – разъяснить малоопытным водителям, что такое типтроник в автомобиле и как он функционирует.

Суть работы режима

Обычная автоматическая коробка переключает передачи самостоятельно. Когда обороты коленчатого вала растут, повышается давление масла в гидротрансформаторе, инициирующем переход на более высокую скорость. При снижении оборотов до определенного уровня процесс идет в обратную сторону. Сместить момент переключения и «раскрутить» мотор до максимума водитель не может.

АКПП с функцией Tiptronic отличается от обычного «автомата» способностью имитировать работу механической коробки. Селектор (он же – рычаг КПП) переводится в режим ручного управления, после чего становится доступным поочередное включение скоростей «вверх» либо «вниз». Педаль сцепления по-прежнему отсутствует.

В различных марках автомобилей ручное управление АКПП реализовано разными способами:

  • с помощью специальных подрулевых переключателей – лепестков;
  • толчками селектора вперед и назад;
  • двухклавишной кнопкой, встроенной в рукоятку селектора.

В результате водитель сам выбирает момент перехода на высшую либо низшую передачу, хотя контроль электроники все равно сохраняется. Блок управления, ориентирующийся по датчикам, не позволит автолюбителю поднять обороты выше критической отметки и в определенный момент переключит скорость автоматически. Аналогичное действие электронная система совершит при снижении частоты вращения коленвала и угрозе остановки двигателя на ходу.

Несколько слов о том, как работает режим типтроник. Когда водитель устанавливает селектор в положение «М» либо переводит ручку в зону со значками «+» и «–», пары шестерен внутри коробки передач меняются с помощью электропривода по команде подрулевых лепестков (или кнопок другого типа). Гидротрансформатор временно отстраняется от управления, но готов включиться в работу по сигналу контроллера.

Справка. Подобными системами оснащаются не только традиционные агрегаты гидромеханического типа, но и другие разновидности автоматических коробок – вариаторы и роботизированные АКПП.

Алгоритм действий водителя

Система ручного управления трансмиссией Tiptronic отличается простотой и рассчитана на автолюбителей всех возрастных категорий. От неправильных действий с селектором узлы и детали коробки защищает электроника. Как надо пользоваться типтроником:

  1. Не трогая педалей автомобиля, запустите мотор.
  2. Нажав тормоз, отпустите «ручник» и поставьте рукоятку в положение «М» (имитация механики), либо переведите селектор в соответствующую зону. На дисплее появится цифра 1, обозначающая включение первой скорости.
  3. Отпустите педаль тормоза, плавно нажмите акселератор и начните движение.
  4. Чтобы в процессе разгона перейти на вторую и последующие передачи, толкните селектор вперед или потяните подрулевой лепесток с обозначением «+». Педаль газа отпускать не нужно.
  5. Действия при замедлении аналогичные, только низшая скорость включается движением рукоятки назад либо переключателем со значком «–». Дисплей постоянно отображает цифру действующей ступени КПП.

Важное дополнение! Коробка передач типтроник и электронная система контроля сконструирована таким образом, что допускает включение ручного режима управления на ходу. Педаль акселератора отпускать не обязательно.

Если в процессе движения автомобиля контроллер блока управления зафиксирует длительное бездействие типтроника, последний будет отключен и коробка перейдет в автоматический режим работы. Электроника перехватывает управление, когда шофер не трогает рычаг селектора в течение 15–30 минут. Точный временной промежуток зависит от конкретной марки и модели авто.

Чем полезна функция Tiptronic?

Чтобы ответить на данный вопрос, стоит разобрать плюсы и минусы коробки скоростей, оснащенной функцией типтроник. Включив режим принудительного управления, автолюбитель получает следующие бонусы:

  • ощущение полного контроля над машиной, как при работе механической КПП;
  • возможность резко ускориться путем ручного переключения на низшую передачу;
  • экономия топлива при движении накатом;
  • торможение двигателем, когда считаете нужным;
  • уверенное буксирование другого автомобиля;
  • преодоление небольших снежных заносов и грязи на машине, не оборудованной блокировками межколесных дифференциалов и системой стабилизации.

Динамичный разгон с «раскручиванием» двигателя до максимальных оборотов иногда требуется для совершения уверенного обгона большегрузных фур, особенно при движении в гору. Силовой агрегат с рабочим объемом до 2 литров, действующий совместно с «автоматом», реагирует на нажатие акселератора не сразу. Зато АКПП типтроник можно принудительно перевести на 1–2 передачи вниз и быстро разогнаться, увеличив обороты.

Поведение автоматической трансмиссии при движении накатом нельзя назвать экономичным – в процессе замедления машины на спуске происходит автоматический переход на низшие ступени и торможение двигателем. Типтроник позволяет принудительно «воткнуть» последнюю передачу и катиться с горы дольше, экономя горючее. И наоборот, водитель может в любой момент задействовать торможение мотором, включив низшую скорость.

Примечание. Система Tiptronic защищена от случайных неправильных переключений. Если вы ошибочно перейдете сразу на 2 ступени вниз или вверх, автоматика исправит ошибку и совершит одно переключение.

Для преодоления заснеженных дорог на обычном легковом авто нередко требуется пробуксовка. Традиционный «автомат» не даст машине буксовать, поскольку начнет переходить на высшие ступени, в результате мотор заглохнет. Коробка типтроник не переключится, пока водитель не тронет селектор или обороты коленчатого вала не достигнут максимума.

Недостатки АКПП, оборудованных типтроником, очевидны: больший вес агрегата, сложность в ремонте и высокая начальная цена. С течением лет последний фактор теряет актуальность благодаря внедрению высокотехнологичных простых решений и снижению себестоимости изделий.

Какая трансмиссия лучше?

В данном случае речь идет о традиционных автоматических коробках по сравнению с АКПП, оснащенными типтроником. Первый вариант однозначно выигрывает в городских условиях с многочисленными пробками и «тянучками», где ручное управление излишне утомляет водителя. Также обычный «автомат» полностью подходит автолюбителям, предпочитающим спокойный стиль езды.

Справка. Конструкцией автоматических КПП многих автомобилей предусмотрена дополнительная функция, актуальная для городских пробок. После включения этого режима машина способна медленно двигаться вместе с потоком при минимальном вмешательстве шофера.

Что лучше выбрать для динамичного стиля передвижения, вопрос не стоит. Здесь однозначно выигрывает система типтроник, дозволяющая набрать более высокие обороты коленчатого вала на каждой передаче. АКПП Tiptronic также рекомендуется для езды по загородным дорогам с любыми покрытиями (кроме грунтовых).

Поскольку практически все новые автомобили, укомплектованные автоматической трансмиссией, наделены функцией типтроник, вопрос выбора больше касается старых и подержанных машин. Подобные авто лучше покупать с обычным «автоматом», который проще и дешевле отремонтировать.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector