Что такое поэтика в литературе - АВТОМОБИЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

Что такое поэтика в литературе

Содержание и форма. Поэтика

Содержание:

Литературное произведение можно рассматривать с двух сторон, имея в виду форму и содержание.

Форма

Форма – это то, как это содержание подается читателю.

Форма – явление не такое уж и простое. Она имеет две функции:

  • Внутренняя, которая осуществляется внутри текста. По сути, это форма выражения содержания.
  • Функция воздействия призвана откликаться у читателя в мыслях и эмоциях. Это присуще не только произведениям с явной агитацией, но и встречается завуалированно в сатирических произведениях или в иных, на уровне подтекста.

Сюжет

Сюжет – сцепка событий, развивающая замысел, раскрывающая сущности и конфликт героев. С помощью сюжета в динамике обозначается сущность характеров и явлений. Сюжет – это поступки и связи, симпатии и антипатии, история роста или деградация персонажа. В традиционном понимании это ход событий книги, ее динамика во времени и пространстве.

Говоря о сюжете, необходимо упомянуть о его постоянных элементах: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, финал (эпилог).

Кажется, что все произведения строятся точно по этой схеме. В них обозначается круг лиц, выбирается центральное лицо, рассказывается о его быте и окружении, возможно, детстве и взрослении, далее постепенно нарастает накал: он ищет выход из сложившегося конфликта, и история чем-то заканчивается. Но этот каркас применяет не каждый писатель: иногда история начинается с гибели главного героя. Множество примеров историй, когда история внезапно обрывается (открытый финал). В последнем случае окончаний истории может быть несколько, их читатель додумывает сам.

Однако в любом авторском тексте всегда можно найти основной конфликт (фабулу), выражаемый в событиях, и главные точки, вокруг которых концентрируется сюжет, узловые точки – завязка, кульминация и развязка.

Содержание

Содержание – это то, о чём повествуется в произведении.

— в книге приводятся реальные факты из человеческой жизни и непридуманные конкретные ситуации.

Тема – перечень событий и явлений в основе художественного произведения, область отражения реальности.

Проблематика – все проблемы, поднимаемые автором.

Проблема – точка напряженности между реальностью и желаемым. Из одной и той же темы можно вывести разные проблемы (тема крепостного права –проблема несвободы личности, развращения, социальной несправедливости).

Идея – суть отношения автора к жизни; обобщающая мысль в основе художественного произведения, авторское отношение к изображаемому.

Конфликт – столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и правил.

Поэтика

Поэтика – важная часть литературоведения. Это учение о структуре художественного текста отдельного произведения и всего творчества автора (например, поэтика Л.Н. Толстого) или литературного направления (поэтика реализма), или целой литературной эпохи (поэтика литературы XIX века).

Эта отрасль тесно связана и с теорией, и с историей литературы, и с критикой.

Рассматривая теорию литературы, говорят о термине ОБЩАЯ ПОЭТИКА – науке о структуре произведения.

В истории литературы – ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЭТИКА изучает художественные явления в развитии:

  • роды,
  • жанры,
  • мотивы,
  • сюжет и т.д.

Поэтика находит свое отражение и в литературной критике, там у нее свои определенные принципы и законы. Это ПОЭТИКА ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКИ.

Поэтика:определение, задачи, особенности

Вы будете перенаправлены на Автор24

Поэтика – это наука, изучающая систему средств выражения в произведениях литературы.

Понятие поэтики

Термин «поэтика» существует в литературе очень давно. Появился он еще в Греции, в культуре которой литература занимала важное место. Многие известные лингвисты обращались к проблеме поэтики художественного текста. Например, поэтике очень много внимания в своих работах уделяли такие ученые, как В. Жирмунский, М. Бахтин, А. Скафтымов, Г. Винокур, В. В. Виноградов. Но становление поэтики в России происходило благодаря А. Веселовскому и А. Потебне, чьи оригинальные концепции появились в 19 веке.

В. В. Виноградов был среди первых ученых, переосмысливших трактовку понятия поэтики и осознавших значение для нее разделения синхрония-диахрония. Первые работы В. В. Виноградова, посвященные поэтике русской литературы, были о произведениях Ф. М. Достоевского и Н. В. Гоголя.

В широком смысле поэтика совпадает с теорией литературы. В узком понимании поэтика совпадает с одной из областей теоретической поэтики. Она занимается изучением специфики литературных жанров и родов, направлений, течений, стилей, методов, а также исследует законы внутренней связи, соотношения разных уровней художественного целого.

Поэтика бывает нескольких видов:

  • Историческая поэтика
  • Теоретическая поэтика
  • Практическая поэтика
  • Сравнительная поэтика.

В качестве объекта изучения в поэтике выступает художественная литература.

Особенности и задачи поэтики

Важнейшей особенностью поэтики является исследование специфики литературы – осознание и описание того, что является характерным только для литературы и что отличает ее от остальных сфер духовной жизни.

Основная задача поэтики заключается в изучении способов построения произведений литературы.

Главный способ изучения в поэтике – описания и классификация явлений, а также их истолкование.

Готовые работы на аналогичную тему

Кроме поэтики, изучающей конструкцию художественных произведений, существует дисциплина, изучающая конструкцию произведений нехудожественных произведений – риторика. Риторика и поэтика входят в общую теорию литературы. Кроме поэтик, изучением художественной литературы занимается еще целый ряд дисциплин, которые отличаются друг от друга в первую очередь подходом к исследуемым явлениям. Например, история литературы использует исторический подход при изучении художественных произведений.

Историки литературы изучают любое произведение как целостное, неразделимое единство, как самоценное, индивидуальное явление среди других индивидуальных явлений. При этом изучение объединяется, восполняется историческим освещением исследуемого материала, то есть историки литературы устанавливают связи между литературным явлением и их значение в эволюции литературы. То есть, история литературы изучает литературные школы и стили, их значение и традиции, смену, степень оригинальности отдельно взятых авторов и произведений. В процессе описания общего хода эволюции литературы историки интерпретируют различия, обнаруживают причины эволюции, которые заключаются и внутри самой литературы, и в отношении литературы к другим явлениям культуры.

Совершенно другой подход к изучению художественной литературы – теоретический. При таком подходе литературные явления обобщаются, а значит, рассматриваются не в своей индивидуальности, а в качестве результатов применения существующих общих законов построения художественных произведений. При изучении каждое произведение специально разделяется на составные части. В построении произведения различаются способы комбинирования материала в художественное единство. Такие приемы являются прямым объектом изучения поэтики. При этом, если внимание обращается на происхождение этих приемов, то следует говорить об исторической поэтике, которая изучает исторический генезис изолируемых в изучении приемов.

Общая поэтика изучает не происхождение художественных приемов, а их художественную функцию.

Так, каждый отдельно взятый прием изучается с точки зрения художественной целесообразности. То есть, происходит анализ, для чего применяется этот прием, какой художественный эффект им достигается.

Функциональное изучение литературного приема является главным принципом в описании изучаемых явлений и их классификации.

Несмотря на то, что задачи и методы теоретического исследования художественного произведения сильно отличаются от задач и методов исторических дисциплин, в поэтике всегда должно быть присутствие эволюционной точки зрения. В поэтике изучение и интерпретация художественного эффекта всегда должна осуществляться на фоне исторически сложившегося применения этого приема. В зависимости от того, является прием элементом традиции, признаком так называемой «старой школы», или признаком модернизма и воспринимается как непривычный, нарушающий традицию, один и тот же прием меняет свою художественную функцию.

Существует еще один подход к изучению литературных произведений. Он представлен в нормативной поэтике, задачей которой является не объективное описание приемов, а их оценка и предписание тех или других приемов в качестве единственно закономерных. Целью нормативной поэтики является научить, как нужно писать произведения литературы. Для каждой литературной школы присущи свои взгляды на литературу, свои правила, а значит, каждая школа имеет свою нормативную поэтику.

Формами нормативной поэтики являются литературные кодексы, которые выражаются в литературных манифестах, декларациях, направленческой критике, а также в системах убеждений, которых придерживаются различные литературные кружки.

В настоящее время особенно заметна быстрая смена литературных школ. В связи с этим найти всеобщую нормативную поэтику не представляется возможным. Любая литературная норма, выдвинутая одним течением, как правило сталкивается с отрицанием в противоположной литературной школе. С падением влияния литературной школы падают и ее принципы, которые заменяются новым течением. Поэтому строить устойчивую нормативную поэтику в условиях быстрой смены литературных течений не удается.

§ 1. Поэтика: значения термина

§ 1. Поэтика: значения термина

В далекие от нас века (от Аристотеля и Горация и до теоретика классицизма Буало) термином «поэтика» обозначались учения о словесном искусстве в целом. Это слово было синонимично тому, что ныне именуется теорией литературы.

На протяжении же последнего столетия поэтикой (или теоретической поэтикой) стали называть раздел литературоведения, предмет которого — состав, строение и функции произведений, а также роды и жанры литературы. Различимы поэтики нормативные (ориентирующиеся на опыт одного из литературных направлений и его обосновывающие) и общая поэтика, уясняющая универсальные свойства словесно-художественных произведений[393].

В XX в. существует и иное значение термина «поэтика». Этим словом фиксируется определенная грань литературного процесса, а именно — осуществляемые в произведениях установки и принципы отдельных писателей, а также художественных направлений и целых эпох. Нашим известным ученым принадлежат монографии о поэтике древнерусской, ранневизантийской литератур, о поэтике романтизма, поэтике Гоголя, Достоевского, Чехова. У истоков этой терминологической традиции — исследование А.Н. Веселовским творчества В.А. Жуковского, где есть глава «Романтическая поэтика Жуковского».

В сочетании с определением «историческая» слово «поэтика» обрело еще один смысл: это дисциплина в составе литературоведения, предмет которой — эволюция словесно-художественных форм и творческих принципов писателей в масштабах всемирной литературы (см. с. 372).

В нашей стране теоретическая поэтика стала формироваться (в какой-то мере опираясь на немецкую научную традицию, но в то же время самостоятельно и творчески) в 1910-е годы и упрочилась в 1920-е. На протяжении XX столетия она интенсивно разрабатывается в странах Запада[394]. И этот факт знаменует серьезнейший, эпохальный сдвиг в осмыслении литературы. В прошлом столетии предметом изучения становились по преимуществу не сами произведения, а то, что в них воплощалось и преломлялось (общественное сознание, предания и мифы; сюжеты и мотивы как общее достояние культуры; биография и духовный опыт писателя): ученые смотрели как бы сквозь произведения, а не сосредоточивались на них самих. Авторитетные американские ученые утверждают, что подобная диспропорция в литературоведении прошлого века явилась следствием его зависимости от романтического движения. В XIX столетии интересовались прежде всего духовными, миросозерцательными, общекультурными предпосылками художественного творчества: «История литературы была до такой степени занята изучением условий, в которых создавались произведения, что усилия, расходовавшиеся на анализ самих произведений, выглядели совсем незначительными на фоне тех, что прилагались с целью уяснить обстоятельства, сопутствовавшие созданию произведений»[395]. В XX в. картина радикально изменилась. В многократно переиздававшейся книге немецкого ученого В. Кайзера «Словесно-художественное произведение. Введение в литературоведение» справедливо сказано, что главный предмет современной науки о литературе — сами произведения, все же остальное (психология, взгляды и биография автора, социальный генезис литературного творчества и воздействие произведений на читателя) вспомогательно и вторично[396].

Знаменательны (как симптом наметившегося сдвига в русском литературоведении) суждения В.Ф. Переверзева в его введении к книге «Творчество Гоголя» (1914). Ученый сетовал, что литературоведение и критика «далеко уходят» от художественных созданий и занимаются иными предметами. «Мой этюд, — заявлял он, — будет иметь дело только с произведениями Гоголя и ни с чем больше». И ставил перед собой задачу «как можно глубже проникнуть» в особенности гоголевских творений[397].

Теоретическое литературоведение 20-х годов неоднородно и разнонаправленно. Наиболее ярко проявили себя формальный метод (группа молодых ученых во главе с В.Б. Шкловским) и социологический принцип, разрабатывавшийся с опорой на К. Маркса и Г.В. Плеханова (В.Ф. Переверзев и его школа). Но существовал в эту пору еще один пласт науки о литературе, ознаменовавшийся несомненными достижениями в области теоретической поэтики. Он представлен работами М.М. Бахтина (большая часть которых опубликована сравнительно недавно), статьями А.П. Скафтымова[398], С.А. Аскольдова, А.А. Смирнова[399], которые не привлекли достаточного внимания современников. Эти ученые наследовали традицию герменевтики (см. с. 106) и в большей или меньшей степени опирались на опыт отечественной религиозной философии начала столетия.

Обстановка 30-х годов и последующих десятилетий была в нашей стране крайне неблагоприятной для разработки теоретической поэтики. Наследие 10–20-х годов — тало интенсивно осваиваться и обогащаться лишь начиная с 60-х годов. Весьма значимой была тартуско-московская школа, возглавленная Ю.М. Лотманом[400].

В данной главе книги предпринят опыт систематической характеристики основных понятий теоретической поэтики с учетом разных научных концепций, бытовавших ранее и бытующих ныне: как «направленческих», упрочившихся в рамках школ, так и «вненаправленческих», индивидуально-авторских.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

2. Проблема значения в художественном тексте

2. Проблема значения в художественном тексте Существует весьма распространенное предубеждение, согласно которому структуральный анализ призван отвлечь внимание от содержания искусства, его общественно-нравственной проблематики ради чисто формальных штудий,

ФОНОСЕМАНТИЧЕСКАЯ ПОЭТИКА

ФОНОСЕМАНТИЧЕСКАЯ ПОЭТИКА Термин Александра Горнона, который утверждает, что «фоносемантика – своего рода язык, на котором автор может выразить персональное поэтическое видение и переживание мира». «Единица фоносемантического языка, – продолжает А. Горнон, – не

Слова стратегического значения

Слова стратегического значения Евгений Лукин. Словесники. Журнал «Если»Доброе слово и кошке приятно. Впрочем, без всякого «и» – только кошке. Остальным в высшей степени наплевать: мели, Емеля, твоя неделя. Ко второй сигнальной системе у нас испокон веку относились с

IV. Асимиляции Случаи двойного морфологического значения одной функции

IV. Асимиляции Случаи двойного морфологического значения одной функции Выше было указано, что функции должны определяться независимо от того, кому приписано их выполнение. Из перечисления функций можно было убедиться, что они должны определяться и независимо от того,

§ 1. Эстетическое: значение термина

§ 1. Эстетическое: значение термина Первоначальное (др. — гр.) значение слова «эстетическое» — чувственно (зрением и слухом) воспринимаемое. На протяжении последних столетий этим словом стал обозначаться особый род эмоционально-оценивающего освоения человеком

§ 1. Значения термина «тема»

§ 1. Значения термина «тема» Слово «тема» («тематика»), широко бытующее в новоевропейских языках, произошло от др. — гр. thema — то, что положено в основу. В искусствоведении и литературоведении оно используется в разных значениях, которые правомерно (с долей

§ 1. Значения термина «автор». Исторические судьбы авторства

§ 1. Значения термина «автор». Исторические судьбы авторства Слово «автор» (от лат. аuсtог — субъект действия, основатель, устроитель, учитель и, в частности, создатель произведения) имеет в сфере искусствоведения несколько значений. Это, во-первых, творец художественного

§ 1. Значение термина

§ 1. Значение термина Мир литературного произведения — это воссозданная в нем посредством речи и при участии вымысла предметность. Он включает в себя не только материальные данности, но и психику, сознание человека, главное же — его самого как душевно-телесное единство.

§ 1. Значение термина

§ 1. Значение термина Композиция литературного произведения, составляющая венец его формы, — это взаимная соотнесенность и расположение единиц изображаемого и художественно-речевых средств, «система соединения знаков, элементов произведения»[637]. Композиционные

§ 1. Значения термина

§ 1. Значения термина Слово генезис (от др. — гр. genesis) означает происхождение, возникновение, процесс образования и первоначального становления того или иного предмета (явления), способного к развитию (эволюции). Применительно к литературе как целому этот термин

Значения слова «проза»

Значения слова «проза» …волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой «Евгений Онегин»[2] С начала 1820–х годов Пушкин — на пути к художественной прозе — факт, не раз отмечавшийся в научной литературе.[3] О повороте от поэзии, т. е. от стихотворства,

ПОЭТИКА

/ Ориг. : ποιητιϰ&varia;η τ&oxia;εχνη

ПОЭТИКА (греческое ποιητιϰ&varia;η τ&oxia;εχνη — твор­че­ское ис­кус­ст­во) — наука о системе средств выражения в литературных произведениях, одна из старейших дисциплин литературоведения.

В рас­ши­рен­ном смыс­ле сло­ва поэтика сов­па­да­ет с тео­ри­ей ли­те­ра­ту­ры, в су­жен­ном — с од­ной из об­лас­тей тео­ре­ти­че­ской поэтики. Как об­ласть тео­рии ли­те­ра­ту­ры, поэтика изу­ча­ет спе­ци­фи­ку литературных ро­дов и жан­ров, те­че­ний и на­прав­ле­ний, сти­лей и ме­то­дов, ис­сле­ду­ет за­ко­ны внут­рен­ней свя­зи и со­от­но­ше­ния разл. уров­ней ху­доже­ст­вен­но­го це­ло­го. В за­ви­си­мо­сти от того, ка­кой ас­пект (и объ­ём по­ня­тия) вы­дви­га­ет­ся в центр ис­сле­до­ва­ния, го­во­рят, например, о поэтике ро­ман­тиз­ма, поэтика ро­ма­на, поэтика твор­че­ст­ва ка­ко­го-ли­бо пи­са­те­ля в це­лом или од­но­го про­из­ве­де­ния. По­сколь­ку все сред­ст­ва вы­ра­же­ния в литературе в ко­неч­ном счё­те сво­дят­ся к язы­ку, поэтика мо­жет быть оп­ре­де­ле­на и как нау­ка о ху­дожественном ис­поль­зо­ва­нии средств язы­ка. Сло­вес­ный (язы­ко­вой) текст про­из­ве­де­ния яв­ля­ет­ся един­ст­вен­ной ма­те­ри­аль­ной фор­мой су­ще­ст­во­ва­ния его со­дер­жа­ния; по не­му соз­на­ние чи­та­те­лей и ис­сле­до­ва­те­лей ре­кон­ст­руи­ру­ет со­дер­жа­ние про­из­ве­де­ния, стре­мясь или вос­соз­дать его ме­сто в куль­ту­ре его вре­ме­ни («чем был Гам­лет для Шек­спи­ра?») или впи­сать его в куль­ту­ру ме­няю­щих­ся эпох («что зна­чит Гам­лет для нас?»); но оба под­хо­да опи­ра­ют­ся в ре­зуль­та­те на сло­вес­ный текст, ис­сле­дуе­мый поэтикой. От­сю­да — важ­ность поэтики в сис­те­ме от­рас­лей ли­те­ра­ту­ро­ве­де­ния.

Цель поэтики — вы­де­ле­ние и сис­те­ма­ти­за­ция эле­мен­тов тек­ста, фор­ми­рую­щих эс­те­тическое впе­чат­ле­ние от про­из­ве­де­ния. В этом уча­ст­ву­ют все эле­мен­ты ху­дожественной ре­чи, но в различной сте­пе­ни: например, в ли­рических сти­хах ма­лую роль иг­ра­ют эле­мен­ты сю­же­та и боль­шую — рит­ми­ка и фо­ника, а в по­ве­ст­во­вательной про­зе — на­обо­рот. Вся­кая куль­ту­ра име­ет свой на­бор средств, вы­де­ляю­щих литературные про­изве­де­ния на фо­не не­ли­те­ра­тур­ных: ог­ра­ни­че­ния на­кла­ды­ва­ют­ся на рит­ми­ку (стих), лек­си­ку и син­так­сис («по­эти­че­ский язык»), те­ма­ти­ку (из­люб­лен­ные ти­пы ге­ро­ев и со­бы­тий). На фо­не этой сис­те­мы средств не ме­нее силь­ным эс­те­тическим воз­бу­ди­те­лем яв­ля­ют­ся и её на­ру­ше­ния: «про­за­из­мы» в по­эзии, вве­де­ние но­вых, не­тра­диционных тем в про­зе и другое. Ис­сле­до­ватель, при­над­ле­жа­щий к той же куль­ту­ре, что и ис­сле­дуе­мое про­из­ве­де­ние, луч­ше ощу­ща­ет эти по­этические пе­ре­бои, а фон их вос­при­ни­ма­ет как не­что са­мо со­бой ра­зу­мею­щее­ся; ис­сле­до­ва­тель чу­жой куль­ту­ры, на­обо­рот, пре­ж­де все­го ощу­ща­ет об­щую сис­те­му приё­мов (пре­имущественно в её от­ли­чи­ях от при­выч­ной ему) и мень­ше — сис­те­му её на­ру­ше­ний. Ис­сле­до­ва­ние по­этической сис­те­мы «из­нут­ри» дан­ной куль­ту­ры при­во­дит к по­строе­нию нор­ма­тив­ной поэтики (бо­лее осоз­нан­ной, как в эпо­ху клас­си­циз­ма, или ме­нее осоз­нан­ной, как в ев­ропейской литературе XIX века), ис­сле­до­ва­ние «из­вне» — к по­строе­нию опи­са­тель­ной поэтики. До XIX века, по­ка ре­гио­наль­ные литературы бы­ли замк­ну­ты и тра­ди­цио­на­ли­стич­ны, гос­под­ство­вал нор­ма­тив­ный тип поэтики; ста­нов­ле­ние все­мир­ной лит-ры (на­чи­ная с эпо­хи ро­ман­тиз­ма) вы­дви­га­ет на пер­вый план за­да­чу соз­да­ния опи­са­тель­ной по­эти­ки.

Обыч­но раз­ли­ча­ют­ся об­щая поэтика (тео­ре­ти­че­ская, или сис­те­ма­ти­че­ская, — «мак­ро­по­эти­ка»), ча­ст­ная поэтика (или соб­ст­вен­но опи­са­тель­ная — «мик­ро­по­эти­ка») и ис­то­ри­че­ская по­эти­ка.

Об­щая П. де­лит­ся на три об­лас­ти, изу­чаю­щие со­от­вет­ст­вен­но зву­ко­вое, сло­вес­ное и об­раз­ное строе­ние тек­ста; цель об­щей П. – со­ста­вить пол­ный сис­те­ма­ти­зи­ров. ре­пер­ту­ар приё­мов (эс­те­ти­че­ски дей­ст­вен­ных эле­мен­тов), ох­ва­ты­ваю­щих все эти три об­лас­ти. В зву­ко­вом строе про­из­ве­де­ния изу­ча­ют­ся фо­ни­ка и рит­ми­ка, а при­ме­ни­тель­но к сти­ху – так­же мет­ри­ка и стро­фи­ка. Т.к. пре­иму­ще­ст­вен­ный ма­те­ри­ал для изу­че­ния здесь да­ют сти­хотв. тек­сты, то эта об­ласть час­то на­зы­ва­ет­ся (слиш­ком уз­ко) сти­хо­ве­де­ни­ем. В сло­вес­ном строе изу­ча­ют­ся осо­бен­но­сти лек­си­ки, мор­фо­ло­гии и син­так­си­са про­из­ве­де­ния; со­от­вет­ст­вую­щая об­ласть на­зы­ва­ет­ся сти­ли­сти­кой (на­сколь­ко сов­па­да­ют ме­ж­ду со­бой сти­ли­сти­ка как ли­те­ра­ту­ро­вед­че­ская и как лин­гвис­тич. дис­ци­п­ли­на, еди­но­го мне­ния нет). Осо­бен­но­сти лек­си­ки («от­бор слов») и син­так­си­са («со­еди­не­ние слов») из­дав­на изу­ча­лись поэтикой и ри­то­ри­кой, где они учи­ты­ва­лись как тро­пы и фи­гу­ры ре­чи; осо­бен­но­сти мор­фо­ло­гии («по­эзия грам­ма­ти­ки») ста­ли в поэтике пред­ме­том рас­смот­ре­ния лишь в са­мое по­след­нее вре­мя. В об­раз­ном строе про­из­ве­де­ния изу­ча­ют­ся об­ра­зы (пер­со­на­жи и пред­ме­ты), мо­ти­вы (дей­ст­вия и по­ступ­ки), сю­же­ты (связ­ные со­во­куп­но­сти дей­ст­вий); эта об­ласть на­зы­ва­ет­ся «то­пи­кой» (тра­ди­ци­он­ное название), «те­ма­ти­кой» (Б.В. То­ма­шев­ский) или поэтикой в уз­ком смыс­ле сло­ва (Б.И. Яр­хо). Ес­ли сти­хо­ве­де­ние и сти­ли­сти­ка раз­ра­ба­ты­ва­лись в поэтике с древ­ней­ших вре­мён, то то­пи­ка, на­обо­рот, раз­ра­ба­ты­ва­лась ма­ло, так как ка­за­лось, что ху­дожественный мир про­из­ве­де­ния ни­чем не от­ли­ча­ет­ся от дей­ст­ви­тель­но­го ми­ра; по­это­му здесь ещё не вы­ра­бо­та­на да­же об­ще­при­ня­тая клас­си­фи­ка­ция ма­те­риа­ла.

Ча­ст­ная поэтика за­ни­ма­ет­ся опи­са­ни­ем литературного про­из­ве­де­ния во всех пе­ре­чис­лен­ных вы­ше ас­пек­тах, что по­зво­ля­ет соз­дать «мо­дель» — ин­ди­ви­ду­аль­ную сис­те­му эс­те­ти­че­ски дей­ст­вен­ных свойств про­из­ве­де­ния. Главная про­бле­ма ча­ст­ной поэтики — ком­по­зи­ция, то есть вза­им­ная со­от­не­сён­ность всех эс­те­ти­че­ски зна­чи­мых эле­мен­тов про­из­ве­де­ния (ком­по­зи­ция фо­ни­че­ская, мет­ри­че­ская, сти­ли­сти­че­ская, об­раз­но-сю­жет­ная и об­щая, их объ­е­ди­няю­щая) в их функ­цио­наль­ной вза­им­но­сти с ху­доже­ст­вен­ным це­лым. Здесь су­ще­ст­вен­на раз­ни­ца ме­ж­ду ма­лой и боль­шой литературной фор­мой: в ма­лой (например, в посло­ви­це) чис­ло свя­зей ме­ж­ду эле­мен­та­ми хотя и ве­ли­ко, но не не­ис­чер­пае­мо, и роль ка­ж­до­го в сис­те­ме це­ло­го мо­жет быть по­ка­за­на все­сто­рон­не; в боль­шой фор­ме это не­воз­мож­но, и, зна­чит, часть внут­рен­них свя­зей ос­та­ёт­ся не­уч­тён­ной как эс­те­ти­че­ски не­ощу­ти­мая (например, свя­зи ме­ж­ду фо­ни­кой и сю­же­том). При этом сле­ду­ет пом­нить, что од­ни свя­зи ак­ту­аль­ны при пер­вом чте­нии тек­ста (ко­гда ожи­да­ния чи­та­те­ля ещё не ори­ен­ти­ро­ва­ны) и от­бра­сы­ва­ют­ся при по­втор­ном, дру­гие — на­обо­рот. Ко­неч­ны­ми по­ня­тия­ми, к ко­то­рым мо­гут быть воз­ве­де­ны при ана­ли­зе все сред­ст­ва вы­ра­же­ния, яв­ля­ют­ся «об­раз ми­ра» (с его основными ха­рак­те­ри­сти­ка­ми, ху­дожественным вре­ме­нем и ху­дожественным про­стран­ст­вом) и «об­раз ав­то­ра», взаи­мо­дей­ст­вие ко­то­рых пред­став­ля­ет «точ­ку зре­ния», оп­ре­де­ляю­щую всё глав­ное в струк­ту­ре про­из­ве­де­ния. Эти три по­ня­тия вы­дви­ну­лись в поэтике на опы­те изу­че­ния литературы XII-XX веков; до это­го ев­ропейская поэтика до­воль­ст­во­ва­лась уп­ро­щён­ным раз­ли­че­ни­ем трёх литературных ро­дов: дра­мы (даю­щей об­раз ми­ра), ли­ри­ки (даю­щей об­раз ав­то­ра) и про­ме­жу­точ­но­го ме­ж­ду ни­ми эпо­са (так у Ари­сто­те­ля). Ос­но­вой ча­ст­ной поэтики («мик­ро­по­эти­ки») яв­ля­ют­ся опи­са­ния отдельного про­из­ве­де­ния, но воз­мож­ны и бо­лее обоб­щён­ные опи­са­ния групп про­из­ве­де­ний (од­но­го цик­ла, од­но­го ав­то­ра, жан­ра, литературного на­прав­ле­ния, ис­то­рической эпо­хи). Та­кие опи­са­ния мо­гут быть фор­ма­ли­зо­ваны до пе­реч­ня ис­ход­ных эле­мен­тов мо­де­ли и спи­ска пра­вил их со­еди­не­ния; в ре­зуль­та­те по­сле­до­ва­тель­но­го при­ме­не­ния этих пра­вил как бы ими­ти­ру­ет­ся про­цесс по­сте­пен­но­го соз­да­ния про­из­ве­де­ния от те­ма­тического и идей­но­го за­мыс­ла до окон­ча­тель­но­го сло­вес­но­го оформ­ле­ния (так называемая ге­не­ра­тив­ная по­эти­ка).

Читайте также  Декстрон что это такое

Ис­то­ри­че­ская поэтика изу­ча­ет эво­лю­цию отдельных по­этических приё­мов и их сис­тем с по­мо­щью срав­ни­тель­но-ис­то­ри­че­ско­го ли­те­ра­ту­ро­ве­де­ния, вы­яв­ляя об­щие чер­ты по­этических сис­тем различных куль­тур и сво­дя их или (ге­не­ти­че­ски) к об­ще­му ис­точ­ни­ку, или (ти­по­ло­ги­че­ски) к уни­вер­саль­ным за­ко­но­мер­но­стям че­ло­ве­че­ско­го соз­на­ния. Кор­ни литературной сло­вес­но­сти ухо­дят в уст­ную сло­вес­ность, ко­то­рая и пред­став­ля­ет со­бой основной ма­те­ри­ал ис­то­рической поэтики, по­зво­ляю­щий ино­гда ре­кон­ст­руи­ро­вать ход раз­ви­тия отдельных об­ра­зов, сти­ли­стических фи­гур и сти­хотворных раз­ме­ров до глу­бо­кой (например, об­ще­ин­до­ев­ро­пей­ской) древ­но­сти. Главная про­бле­ма ис­то­рической поэтики — жанр в са­мом ши­ро­ком смыс­ле сло­ва, от ху­дожественной сло­вес­но­сти в це­лом до та­ких её раз­но­вид­но­стей, как «ев­ро­пей­ская лю­бов­ная эле­гия», «клас­си­ци­стическая тра­ге­дия», «свет­ская по­весть», «пси­хо­ло­гический ро­ман» и другие, — то есть ис­то­ри­че­ски сло­жив­шая­ся со­во­куп­ность по­этических эле­мен­тов раз­но­го ро­да, не­вы­во­ди­мых друг из дру­га, но ас­со­ции­рую­щих­ся друг с дру­гом в ре­зуль­та­те дол­го­го со­су­ще­ст­во­ва­ния. И гра­ни­цы, от­де­ляю­щие ли­те­ра­ту­ру от не­ли­те­ра­ту­ры, и гра­ни­цы, от­де­ляю­щие жанр от жан­ра, из­мен­чи­вы, при­чём эпо­хи от­но­сит. ус­той­чи­во­сти этих по­этических сис­тем че­ре­ду­ют­ся с эпо­ха­ми де­ка­но­ни­за­ции и фор­мо­твор­че­ст­ва; эти из­ме­не­ния и изу­ча­ют­ся ис­то­рической поэтикой. Здесь су­ще­ст­вен­на раз­ни­ца ме­ж­ду близ­ки­ми и ис­тори­че­ски (или гео­гра­фи­че­ски) да­лё­ки­ми по­этическими сис­те­ма­ми: по­след­ние обыч­но пред­став­ля­ют­ся бо­лее ка­но­нич­ны­ми и без­лич­ны­ми, а пер­вые — бо­лее раз­но­об­раз­ны­ми и свое­об­раз­ны­ми, но обыч­но это ил­лю­зия. В тра­диционной нор­ма­тив­ной поэтикой жан­ры рас­смат­ри­ва­лись об­щей поэтикой как об­ще­зна­чи­мая, от при­ро­ды ус­та­нов­лен­ная сис­те­ма.

По ме­ре на­ко­п­ле­ния опы­та поч­ти ка­ж­дая национальная литература (фольк­лор) в эпо­ху древ­но­сти и Сред­не­ве­ко­вья соз­да­ва­ла свою поэтику — свод тра­ди­ци­он­ных для неё «пра­вил» сти­хо­твор­ст­ва, «ка­та­лог» из­люб­лен­ных об­ра­зов, ме­та­фор, жан­ров, по­этических форм, спо­со­бов раз­вёр­ты­ва­ния те­мы и другое. Та­кие «поэтики» (свое­об­раз­ная «па­мять» национальной литературы, за­кре­п­ляю­щая ху­дожественный опыт, на­став­ле­ние по­том­кам) ори­ен­ти­ро­ва­ли на сле­до­ва­ние ус­той­чи­вым по­этическим нор­мам, ос­вя­щён­ным мно­го­ве­ко­вой тра­ди­ци­ей.

За­ро­ж­де­ние ев­ропейской поэтики от­но­сит­ся к V-IV векам до нашей эры, ко­гда в уче­ни­ях со­фис­тов, эс­те­ти­ке Пла­то­на и «По­эти­ке» Ари­сто­те­ля бы­ли впер­вые на­ме­че­ны ка­тего­рии ро­да ли­те­ра­тур­но­го, раз­гра­ни­че­ны по­ня­тия со­дер­жа­ния и фор­мы («че­му под­ра­жать» и «как под­ра­жать»). Ан­тич­ная поэтика, при­ве­дён­ная в сис­те­му учё­ны­ми алек­сан­д­рий­ской шко­лы (III-I века до нашей эры), бы­ла на­це­ле­на пре­ж­де все­го на опи­са­ние по­этических про­из­ве­де­ний; в сред­ние ве­ка поэтика при­об­ре­ла фор­му сво­да пра­вил, вклю­чив в се­бя не­ко­то­рые по­ло­же­ния ри­то­ри­ки, и в та­ком ви­де до­шла до эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния, ко­гда бы­ла обо­га­ще­на изу­че­ни­ем со­хра­нив­ших­ся па­мят­ни­ков ан­тич­ной поэтики (со­чи­не­ния Ари­сто­те­ля и Пла­то­на, Го­ра­ция, Ци­це­ро­на и Квин­ти­лиа­на). На­ча­тая Ю.Ц. Ска­ли­ге­ром в «По­эти­ке» (1561) уни­фи­ка­ция раз­роз­нен­ных эле­мен­тов на­шла за­вер­ше­ние в про­грамм­ном про­из­ве­де­нии клас­си­циз­ма — «По­эти­че­ском ис­кус­ст­ве» Н. Буа­ло (1674). До XVIII века пред­ме­том поэтики бы­ли в осн. сти­хо­твор­ные, при­том «вы­со­кие», жан­ры. Про­ник­но­ве­ние в поэтику идей ис­то­риз­ма, свя­зан­но­го с име­на­ми Дж. Ви­ко и И.Г. Гер­де­ра, спо­соб­ст­во­ва­ло ос­мыс­ле­нию ис­то­рической из­мен­чи­во­сти по­этических форм. Гер­дер, И.В. Гёте, а за­тем немецкие ро­ман­ти­ки вклю­чи­ли в об­ласть поэтики изу­че­ние фольк­ло­ра и про­за­ических жан­ров, по­ло­жив на­ча­ло ши­ро­ко­му по­ни­ма­нию поэтики как уче­ния о раз­ви­тии и эво­лю­ции литературных форм, ко­то­рое по­лу­чи­ло раз­ра­бот­ку в 3-м то­ме «Лек­ций по эс­те­ти­ке» Г.В.Ф. Ге­ге­ля (1838). В Рос­сии поэтика как осо­бая на­учная дис­ци­п­ли­на воз­ник­ла во 2-й половине XIX века и свя­за­на с тру­да­ми А.А. По­теб­ни и Алек­сан­д­ра Н. Ве­се­лов­ско­го.

Лекция 2

Поэтика и методология литературоведения. Анализ и филологическая интерпретация художественного произведения.

План лекции

1. Поэтика. Виды поэтик.

2. Концепция исторической поэтики А.Н. Веселовского

3. Описание, анализ и интерпретация художественного произведения.

4. Проблема адекватности интерпретации.

1. Поэтика. Виды поэтик.

Поэтика (греч. poiētiké téchnē – поэтическое искусство) – это наука о системе средств выражения в литературных произведениях, одна из старейших литературоведческих дисциплин.

В древности (от Аристотеля (IV в. до н.э.) до теоретика классицизма Н. Буало (XVII век) термином «поэтика» обозначалось учение о словесном искусстве в целом. Это слово было синонимично тому, что сейчас именуется «теорией литературы».

В настоящее время в расширенном смысле слова поэтика совпадает с теорией литературы, в суженном – с одной из областей теоретической поэтики.

Как область теории литературы поэтика изучает специфику литературных родов и жанров, течений и направлений, стилей и методов, исследует законы внутренней связи и соотношения различных уровней художественного целого. В зависимости от того, какой аспект (и объем понятия) выдвигается в центр исследования, принято говорить, например, о поэтике романтизма, поэтике романа, поэтике творчества какого-либо писателя в целом или одного произведения.

В России теоретическая поэтика стала формироваться в 1910-е и упрочилась в 1920-е годы. Этот факт знаменовал собой серьезный сдвиг в осмыслении литературы. В XIX столетии предметом изучения становились по преимуществу не сами произведения, а то, что в них воплощалось и преломлялось (общественное сознание, предания и мифы, сюжеты и мотивы как общее достояние культуры; биография и духовный опыт писателя): ученые смотрели как бы «сквозь произведения», а не сосредоточивались на них. Иными словами, в XIX веке ученые интересовались прежде всего духовными, миросозерцательными, общекультурными предпосылками художественного творчества. Литературоведы были в первую очередь заняты изучением условий, в которых создавались произведения, при этом анализу самих текстов уделялось гораздо меньшее внимание. Формирование теоретической поэтики способствовало изменению ситуации, главным объектом стали сами произведения, все же остальное (психология, взгляды и биография автора, социальный генезис литературного творчества и воздействие произведений на читателя) рассматривается как нечто вспомогательное и вторичное.

Поскольку все средства выражения в литературе в конечном итоге сводится к языку, поэтика может быть определена и как наука о художественном использовании средств языка. Словесный (то есть языковой) текст произведения является единственной материальной формой существования его содержания, по нему сознание читателей и исследователей конструирует содержание произведения, стремясь или воссоздать авторский замысел («Кем был Гамлет для Шекспира?») или вписать его в культуру меняющихся эпох («Что значит Гамлет для нас?»). И тот и другой подходы опираются в конечном счете на словесный текст, исследуемый поэтикой. Отсюда – важность поэтики в системе литературоведения.

Целью поэтики является выделение и систематизация элементов текста, участвующих в формировании эстетического впечатления от произведения. В этом участвуют все элементы художественной речи, но в различной степени: например, в лирических стихотворениях малую роль играют элементы сюжета и большую – ритмика и фоника, а в повествовательной прозе – наоборот. Всякая культура имеет свой набор средств, выделяющих литературные произведения на фоне нелитературных: ограничения накладываются на ритмику (стих), лексику и синтаксис («поэтический язык»), тематику (излюбленные типы героев и событий). На фоне этой системы средств не менее сильным эстетическим возбудителем являются ее нарушения: «прозаизмы» в поэзии, введение новых нетрадиционных тем в прозе и пр. Исследователь, принадлежащий к той же культуре, что и изучаемое им произведение, лучше ощущает эти поэтические перебои, а фон их воспринимает как нечто само собой разумеющееся. Исследователь чужой культуры, наоборот, прежде всего ощущает общую систему приемов (преимущественно в ее отличиях от привычной ему) и меньше – систему ее нарушений. Исследование поэтической системы «изнутри» данной культуры приводит к построению нормативной поэтики (более осознанной, как в эпоху классицизма, или менее осознанной, как в европейской литературе XIX века), исследование «извне» – к построению описательной поэтики. До XIX столетия, пока региональные литературы были замкнуты и традиционалистичны, господствовал нормативный тип поэтики. Нормативные поэтики ориентировались на опыт одного из литературных направлений и обосновывали его. Становление всемирной литературы (начиная с эпохи романтизма) выдвигает не первый план задачу создания описательной поэтики.

Обычно различаются поэтика общая (теоретическая или систематическая – «макропоэтика») частная (или собственно описательная – «микропоэтика») и историческая.

Общая поэтика, уясняющая универсальные свойства словесно — художественных произведений, делится на три области, изучающие соответственно звуковое, словесное и образное строение текста.

Цель общей поэтики – составить полный систематизированный репертуар приемов (эстетически действенных элементов), охватывающих все эти три области.

В звуковом строе произведений изучается фоника (звуковая организация художественной речи) и ритмика, а применительно к стиху – также метрика и строфика (эти понятия обычно не разграничиваются, а если разграничиваются, то под метрикой понимается сочетание звуков и объединение их в стопы, под ритмикой – сочетание стоп в строки).

Так как преимущественный материал для изучения в этом случае дают стихотворные тексты, то эта область часто называется (слишком узко) стиховедением.

В словесном строе изучаются особенности лексики, морфологии и синтаксиса произведений; соответствующая область называется стилистикой (насколько совпадают между собой стилистика как лингвистическая и литературоведческая дисциплины, единого мнения нет). Особенности лексики («отбор слов») и синтаксиса («соединение слов») издавна изучались поэтикой и риторикой, где они рассматривались как стилистические фигуры и тропы. Особенности морфологии («поэзия грамматики») стали в поэтике предметом рассмотрения лишь в последнее время.

В образном строе произведения изучаются образы (персонажи и предметы), мотивы (действия и поступки), сюжеты (связные совокупности действий). Эта область называется «топикой» (традиционное название), «тематикой» (Б.Томашевский) или «поэтикой» в узком смысле слова (Б. Ярхо). Если стиховедение и стилистика рассматривались в поэтике с древнейших времен, то топика, наоборот, разрабатывалась мало, так как считалось, что художественный мир произведений ничем не отличается от действительного мира; поэтому здесь еще не выработана общепринятая классификация материала.

Частная поэтика занимается изучением художественных текстов во всех перечисленных выше аспектах, что позволяет создать «модель» – индивидуальную систему эстетически действенных свойств произведения.

В данном случае словом «поэтика» определяется некая грань литературного процесса, а именно – осуществляемые в произведении установки и принципы отдельных писателей, а также художественных направлений и целых эпох. Известным отечественным ученым принадлежат монографии о поэтике древнерусской литературы, о поэтике романтизма, поэтике Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова. У истоков этой терминологической традиции стоит исследование А.Н. Веселовским (1838 – 1906) творчества В.А. Жуковского, где есть глава «Романтическая поэтика Жуковского».

Главная проблема частной поэтики – композиция, то есть взаимная соотнесенность всех эстетически значимых элементов произведения (композиция фоническая, метрическая, стилистическая, образно сюжетная и общая, их объединяющая) в их функциональной взаимосвязи с художественным целым.

Здесь существенна разница между малой и большой литературной формой: в малой число связей между элементами хотя и велико, но не неисчерпаемо, и роль каждого в системе целого может быть показана всесторонне; в большой форме это невозможно, и значительная часть внутренних связей остается неучтенной как эстетически неощутимая (например, связь между фоникой и сюжетом).

Конечными понятиями, к которым могут быть возведены при анализе все средства выражения, являются «образ мира» (с его основными характеристиками, художественным временем и художественным пространством) и «образ автора», взаимодействие которых дает «точку зрения», определяющую все главное в структуре произведения. Эти три понятия выдвинулись в поэтике на опыте изучения литературы XIX – XX веков; до этого европейская поэтика довольствовалась упрощенным различением трех литературных родов: драмы (дающей образ мира), лирики (дающей образ автора) и промежуточного между ними эпоса.

Основой частной поэтики («микропоэтики») являются описания отдельных произведений, но возможны и более обобщенные описания групп произведений (одного цикла, одного автора, жанра, литературного направления, исторической эпохи). Такие описания могут быть формализованы до перечня исходных элементов модели и списка правил их соединения; в результате последовательного применения этих правил как бы имитируется процесс постепенного создания произведения от тематического и идейного замысла до окончательного словесного оформления (так называемая генеративная поэтика).

Историческая поэтика изучает эволюция отдельных поэтических приемов и их систем с помощью сравнительно-исторического литературоведения, выявляя общие черты поэтических систем различных культур и сводя их или (генетически) к общему источнику или (типологически) к универсальным закономерностям человеческого сознания.

Корни литературной словесности уходят в устную словесность, которая и представляет собой основной материал исторической поэтики, позволяющий иногда реконструировать ход развития отдельных образов, стилистических фигур и стихотворных размеров от глубокой (например, общеиндоевропейской древности).

Предмет исторической поэтики, существующей с составе сравнительно-исторического литературоведения, – эволюция словесно-художественных форм (обладающих содержательностью), а также творческих принципов писателей: их эстетических установок и художественного миросозерцания.

Главная проблема исторической поэтики – жанр в самом широком смысле слова, от художественной словесности в целом до таких ее разновидностей, как «европейская любовная элегия», «классицистическая трагедия», «психологический роман» и пр. – то есть исторически сложившаяся совокупность поэтических элементов разного рода, невыводимых друг из друга, но ассоциирующихся друг с другом в результате долгого сосуществования. Границы, отделяющие литературу от нелитературы, и границы, отделяющие жанр от жанра, изменчивы, причем эпохи относительной устойчивости этих поэтических систем чередуются с эпохами деканонизации и формотворчества; эти изменения и изучаются исторической поэтикой.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector